Гельминтоз во время кризиса

Пока рынок новых машин пребывает в ожидаемом ступоре, многие продавцы всерьез рассчитывают на усиление клиентской активности на вторичном авторынке. Эти ожидания вполне по делу, если бы не несколько «но».

Машины моложе не становятся, народ же привык к определенному уровню комфорта. Если уж не получится купить новый автомобиль, можно купить старый, но повыше классом, тем более, что при этом еще и сэкономить можно. Немаловажную роль здесь играет и программа утилизации. Сданная под пресс машина, конечно, оплачивается дороже, но авто, купленное через трейд-ин тоже приличный дисконт обеспечивает. Однако тут далеко не все так просто и подарков от вторичного рынка ждать не стоит.

Ситуацию, сложившуюся на рынке автомобилей б/у многие годы культивировали сами дилеры — тут есть все, начиная с неоправданно высоких цен, заканчивая дерущими «по-черному» корпоративными перекупщиками. Проще говоря, если бы официальные продавцы в свое время не решили бы искусственно стимулировать рост доходности этого бизнес-направления, частных посредников бы на рынке уже давно не было. Во всяком случае, начиная со среднего сегмента. Для этого им было достаточно сделать трейд-ин более или менее выгодной сделкой, а параллельно развивать пользовательский лизинг. Все это было вполне реально, но пока компании обжирались деньгами, необходимости в таких программах никто не видел. Теперь же, когда настало самое подходящее время использовать данный ресурс, ни они, ни клиенты попросту не готовы быстро переключиться с первичного на вторичный авторынок, хотя на самом деле это выгодно обеим сторонам.

Официальный рынок подержанных авто опережает рынок новых минимум в 2,5 раза. За 8 месяцев на нем было заключено без малого 4 миллиона сделок, а учитывая, что за месяц это число увеличивается еще примерно на полмиллиона с лишним, к концу календарного года суммарный объем превысит 6-миллионный порог. Да и его финансовая емкость вряд ли ниже, чем у первичного. Если же вспомнить о росте цен на новые иномарки…

Впрочем, тут тоже не все так гладко. В июне цены начали расти и на вторичке. Не сильно, но довольно стабильно. Надо сказать, что объективным причин тому не было, только субъективные — деятельность все тех же перекупщиков и стремление крупных официальных площадок компенсировать потери от недостачи на основном направлении. К концу же августа мы получили вполне ожидаемый количественный откат.

Агентство «Автостат» на прошлой неделе подсчитало, что в августе рынок вторички просел на 1,4%. Это немного, но все больше похоже на тенденцию. В сентябре-декабре при этом отток клиентов лишь усилится, ибо программа утилизации заработала на полную катушку. В иной ситуации она бы спровоцировала снижение цен, но сегодня такое вряд ли случится. В лучшем случае, они зависнут на текущем уровне, в худшем — продавцы задерут их до предела, поднимая маржу, полученную от каждой конкретной продажи.

В принципе, это противоречит нормальным рыночным процессам и принципам, но умом Россию, как известно, не понять. Притом, страдать в такой ситуации опять же будут обычные люди. Поскольку ценообразованием на рынке занимаются перекупщики (частные или корпоративные — не суть важно), их логичным стремлением будет купить подешевле и подороже продать. Соответственно, выгодной эта сделка не окажется ни для старого владельца, ни для нового, выиграет же только посредник. Проблема в том, что спрос и предложение на рынке формируются за счет первых двух, последние же выступают в качестве своеобразного регулятора. Должны выступать. У нас, впрочем, они больше напоминают гельминтов, а, проще говоря, глистов…