34424

Сахалин автомобильный: жизнь на острове глазами москвича

«АвтоВзгляд» выяснил, как живется местным автомобилистам на самом дальнем Востоке
Восемь часов самолетом из Москвы и такая же разница во времени, влажный морской климат, нестабильная погода и постоянные землетрясения. Все это – Сахалин. Условия жизни здесь суровы, и жизнь дорожная – не исключение.
Изображение Сахалин автомобильный: жизнь на острове глазами москвича

Не секрет, что на Дальнем Востоке – в том числе и на Сахалине – преобладают автомобили из Японии: встретить, к примеру, в Южно-Сахалинске (административный центр Сахалинской области) «европейца» или тем более творение отечественного автопрома практически невозможно. Это не прихоть: из-за влажного морского климата автомобили, сделанные для других регионов, тут просто не выживают и рассыпаются с невероятной скоростью. Японские авто – исключение.

Климат Страны Восходящего солнца по понятным причинам близок к сахалинскому. Местные производители обрабатывают машины защитными составами, замедляющими процесс старения. Поэтому чаще всего на острове встречаются Nissan, Mitsubishi, Mazda. Обнаружить там какой-нибудь Ford или Chevrolet, не говоря о Citroёn или Renault, абсолютно нереально. Маркой же фаворитом у местных считается Toyota, что, в общем-то, не удивительно, ибо служит она, как правило, дольше остальных. Что же касается наиболее популярной модели, то по нашим наблюдениям, жители Сахалина, не отличающиеся, кстати, в большинстве своем высоким уровнем доходов в основном предпочитают становиться обладателями тех или иных генераций Toyota Corolla – одного из самых недорогих, экономичных и дешевых в эксплуатации авто в своем классе. Те, кто побогаче, впрочем, оригинальничать тоже не любят, передвигаясь на Land Cruiser.

В данном случае речь, разумеется, идет о «праворуких» авто из Японии и притом, далеко не новых. Проблема в другом: до недавнего времени сахалинский автопарк активно пополнялся, но сегодня растаможка многим попросту не по карману. Пошлина на японскую машину стоимостью в 500 тысяч рублей может доходить до 450 тысяч. Так что «ручеек», исправно пополнявший местные дороги относительно свежими авто, попросту пересох. Из-за чего на Сахалине сложилась не самая приятная для обывателя ситуация: цены на вторичном рынке непрерывно растут, но автопарк при этом стремительно стареет. В итоге, автовладелец, откатав год-два на своей машине, продает ее на 100-150 дороже номинала. И можно не сомневаться, что следующий ее владелец провернет то же самое.

Ценообразование в данном случае всецело зависит от новых поступлений. Машина, пригнанная из Японии, как правило, ввозится либо под клиента, либо с целью перепродажи. Во втором случае она попадает на портал «Авто Сахалин» (www.auto.sakh.com) – аналог «московского» «Авто.ру» с весьма негуманным по местным меркам ценником. Однако именно он, в итоге становится своеобразной отправной точкой для остальных продавцов, которые также приподнимают стоимость на свои машины.

Отличное вложение средств, скажет житель любого западного региона, но местным на самом деле не до смеха. Этот «инвестиционный» пузырь когда-нибудь обязательно лопнет, тем более, что риски с каждым разом все сильнее, ибо автомобиль, как ни крути, не вечен и когда-нибудь встанет окончательно. Однако выхода из этой ситуации пока нет. Логика элементарна: покупать даже сильно подержанную японскую машину в любом случае дешевле, чем покупать авто, только что привезенное из Японии. Даже несмотря на то, что оно довольно новое и с небольшим пробегом.

Впрочем, «пробег» в случае с Сахалином – вещь относительная. Протяженность автомобильных дорог на острове по меркам западных регионов не такая уж и высокая. Они, конечно связывают между собой все населенные пункты региона, но в большинстве своем это не асфальтовые трассы, а укатанные грунтовки, то есть понятие «машина в хорошем состоянии» тоже выглядит довольно условным.

Дело в том, что в грунте здесь много воды. То есть он отличается высокой подвижностью. Сейсмическая активность также вносит собственные коррективы. Поэтому асфальт на Сахалине долго не живет. Японцы, к слову, неоднократно предлагали заасфальтировать едва ли не весь остров вместе с сопками, однако, местные власти предпочли решать этот вопрос своими силами. Притом, «своими силами» в российском понимании – традиционный заплаточный ремонт, в который, как в черную дыру одномоментно вылетают все выделенные на это дело деньги.

Островной характер сахалинского региона отражается не только в ценах на авто, но и ценах на топливо. Они здесь весьма высокие. Литр 92-го, к примеру, стоит около 40 рублей. И это притом, что на Сахалине добывают и нефть, и газ. Добыча есть, но перерабатывать все это негде. Да и опасно это – регион-то сейсмически активный… В общем, ископаемые отправляют на материк и получают обратно бензин и солярку, но уже по совсем другим ценам. Кстати, кроме того, они еще и от времени года сильно зависят: зимой, когда танкеры с топливом просто не в состоянии пробиться к острову.

Иными словами, владение машиной на Сахалине – удовольствие достаточно дорогое. Но, как бы странно это ни звучало, сей факт ничуть не мешает местным властям всерьез обсуждать вопросы введения платной парковки в центре Южно-Сахалинска и других крупных городов острова. И хотя проект лишь обсуждают, однако, учитывая российские реалии, до его реализации дело может дойти уже в самое ближайшее время.

И все же. Если в Москве или других городах России, обладающих довольно развитой транспортной инфраструктурой это еще хоть как-то оправдано, на Сахалине ситуация грозит едва ли не транспортным коллапсом. Общественный транспорт на острове есть, но в основном он представлен автобусами и маршрутками – причем как «японцами», так и отечественными НефАЗами (Нефтекамский автомобильный завод). Стоимость проезда в крупных городах, в т.ч. в «столице» острова –15 рублей.

Альтернатива – вездесущие маршрутки. Их больше, однако вряд ли эти два вида общественного транспорта будут в состоянии справиться с возросшим пассажиропотоком в случае введения платы за парковку в центре.

Кроме того, тут есть еще одна проблема. Несколько лет назад маршрутками в основном управляли местные. Однако столичные тренды проникают и сюда. Сегодня подавляющее большинство водителей – гастарбайтеры. Однако, если в европейской части страны работодатели еще хоть как-то, но отсеивают совсем уж нецивилизованных «гостей», в данном случае система «фэйсконтроля» отсутствует в принципе. Если в крупных городах проблем из-за этого не слишком много, то в населенных пунктах поменьше местные жители рассказывают про дикие случаи, когда движение общественного транспорта полностью парализуется во время намазов (ежедневных мусульманских молитв): водители попросту бросают свои автобусы и маршрутки по центру дороги, и начинают молиться. И до тех пор, пока они не закончат свои обряды, движение не восстанавливается.