Авторынок в России: ниже плинтуса

Итоговый отчет о продажах авто в России мы увидим только после Нового года, и он, увы, не будет честным. Дилеры из кожи вылезут, но скорректируют результаты. Так что судить о состоянии рынка лучше на основании отчета за ноябрь, что мы и сделали.

В ноябре российский авторынок неожиданно ожил, потеряв лишь процент от прошлогоднего показателя. Однако это не более чем временное облегчение, спровоцированное перезапуском программы утилизации, очередным обвалом рубля, а также декабрьским повышением цен на новые авто. Проще говоря, народ кинулся скупать любой ликвидный товар, лишь бы избавиться от «кэша». Те, кто побогаче, отправились за квартирами, те, кто победнее – в автосалоны. Однако, надеяться на то, что эта тенденция сохранится, не стоит. Если повезет, интерес к авто не упадет до середины декабря, но вряд ли ажиотаж продлится дольше. Кроме того, как показала практика, прыгнуть выше головы дилеры не смогут: набрать заказов – не проблема, но машин по старым ценам на всех точно не хватит. С дефицитом, так или иначе, уже столкнулись на АВТОВАЗе, вернулись очереди на KIA, Hyundai и Renault, а Datsun за какие-то три месяца продал машин столько же, сколько FIAT с начала года.

Но, что еще интереснее, даже в это время на рынке нашлись неудачники. Мы внимательно изучили список из 25 наиболее востребованных автомобильных марок в ноябре и сравнили их с суммарными результатами. Получившаяся картина вышла весьма занимательной.

LADA: минус 16%

В октябре АВТОВАЗ маялся с поставщиками, которые вдруг подвели производителя, решившего «срубить бабла побыстрому» на программе утилизации. И тольяттинцам это почти удалось – чуть ли не впервые за последние пару лет они закончили месяц с положительной динамикой. Однако успех оказался временным. В течение всего 2014-го продажи волжского автогиганта снижались в среднем на 16%. Тот же результат он показал и в ноябре: минус 17%. Напомним также, что для производителя удачным и 2013 год, когда спрос на его машины просел на 15%.

Volkswagen: минус 20%

Продолжает падать и спрос на VW. Притом, если в начале года продажи немецкого концерна падали вместе с рынком, то к концу он начал пикировать с полуторной скоростью. В ноябре, к примеру, снижение составило 14% (хотя рынок, напомню, снизился лишь на 1,1%), суммарный же результат – минус 20%. И очень непохоже, что производитель способен изменить ситуацию. Седан Polo все еще держится в десятке самых востребованных моделей, но, скорее, по инерции. Если он продолжит терять клиентов такими темпами, через полгода он нем никто и не вспомнит.

Chevrolet: минус 30%

Chevrolet – один из главных неудачников уходящего года. Падение по итогам 11 месяцев – 30%, притом, в ноябре, при поддержке программы утилизации оно составило 22%. Хуже дела идут лишь у китайцев PSA, марок, которые продают не больше тысячи машин в год и у Ford. Однако, в отличие от последнего, какие-либо перспективы у GM не очень-то и заметны. Моделей, способных «выстрелить» нет и в ближайшее время, пожалуй, не предвидится, кроме того, американцы явно перестарались с ценниками...

Opel: минус 20%

Opel в нашей стране – сбитый летчик. С одной стороны, несмотря на отсутствие в его модельной линейке откровенно «звездных» автомобилей (в Топ-25 нет ни одной модели этого бренда), он неплохо продается. С другой, «выстрелить» он тоже не в состоянии. Astra для этого слишком дорога, Antara – слишком стара... Не подойдет для этой роли и новая Corsa, которая, наверняка, будет достаточно дорогим автомобилем. Кроме того, в следующем году марка по слухам перестанет выпускать машины с приставкой Family. И если это действительно так, она потеряет примерно 2/3 нынешних клиентов.

Ford: минус 40%

Ford пошел под откос после запуска третьего поколения Focus, который оказался капризнее и дороже предшественника. Поэтому, нынешние минус 40% вряд ли кого-то действительно удивляют. Тем не менее, в отличие от того же Chevrolet, перспектив и вариантов развития тут предостаточно. Брать в расчет Focus уже бесполезно, но у дилеров вот-вот появится новый EcoSport, который, к тому же локализовали в Татарстане. Во-вторых, американцы обещаются довезти до нас седан Fiesta. В-третьих, в середине года они презентовали довольно доступную модификацию Kuga, оснащенную атмосферным движком и обычным «автоматом». Единственное, что ей не хватает – полного привода. Но этот вопрос со временем обещают решить.

BMW: минус 16%

Нынешним падением BMW расплачивается за несколько вполне успешных лет до этого. Проще говоря, клиенты пресытились. Кроме того, все это время баварцы усиленно развивали нижние сегменты, которые к началу 2014-го оказались заполненными в буквальном смысле до предела. Теперь инициатива перешла к Mercedes, усиленно продвигающему CLA, GLA, а также новые генерации А, В, и С-классов.

SsangYong: минус 27%

Главная проблема SsangYong некоторое время назад была его спасением. Речь о кроссовере Actyon. В конце прошлого года он обновился и серьезно подорожал. Если до этого момента он представлял собой самый доступный автомобиль в своем сегменте, после сравнялся с конкурентами, при этом уступая тем в имиджевой составляющей. Проблема в том, что кассу марке делал именно он. Остальные модели либо слишком стары, либо слишком утилитарны, чтобы стать по-настоящему массовыми.

Honda: минус 18%

Honda, как и подавляющее большинство импортируемых марок пострадали от кризиса сильнее всех. В целом это не так уж и заметно, но не будем забывать, что реальное падение продаж началось даже не в 2013-м, а во второй половине 2012 года, так что нынешний 18-процентный недобор на самом деле – очень существенное падение. Судите сами: за 11 месяцев прошлого года японцы продали чуть больше 22 тысяч машин, а в этом потеряли 4,1 тысячу клиентов. Притом, год еще не закрыт. Хотя, если верить заявлениям представителей российского офиса марки, до 1 января цены они пересматривать не намерены.

Suzuki: минус 32%

Сокращая модельный ряд, Suzuki постепенно теряет клиентов. В интервью Just Auto представитель компании заявил о том, что она прекращает производство седана Kizashi и внедорожника Escudo. Из-за низкого спроса. Про первый мы все уже и думать забыли, а второй больше известен у нас как Grand Vitara. Учитывая, что на него приходится чуть ли не половина российского спроса, это решение может иметь катастрофические последствия. Остается надеяться, что японцы позаботились о том, чтобы создать соответствующий запас. В противном случае их, боюсь, ждет участь SEAT, который снова ушел с российского авторынка.