В 2014 году автопрому грозит повторение кризисного 2009 года

Российскому автопрому все сложней бороться за выживание. Стагнация в экономике страны накладывается на спровоцированные украинскими событиями последствия. Ассоциация европейского бизнеса, например, уже предсказывает, что в 2014 году отечественный авторынок упадет на 12% – до 2,45 миллиона проданных новых авто. При том, что в 2013 россияне купили 2,78 миллиона. Отметим, что ряд экспертов говорит о еще более мрачных перспективах текущего года, предрекая сжатие российского рынка не менее чем на 15%.
Такое падение спроса на машины имеет несколько источников. Ключевую роль тут играет рост цен на авто. Ослабление российской валюты в следствии целого ряда причин вынуждает автопроизводителей поднимать цены не только на импортируемые машины, но и собираемые в России. Ведь пока что степень локализации на большинстве автосборочных предприятий не превышает 40%. Превалирующая доля комплектующих импортируется.
Следующая причина падения спроса – политика Центробанка по оздоровлению финансовой системы. Дело в том, что, как минимум, половина авто в нашей стране приобретается в кредит. А сейчас Банк России вынуждает кредитные организации сокращать выдачу займов с сомнительными перспективами возврата. По некоторым данным, с начала года банкиры выдали почти на 20% меньше кредитов населению, нежели за аналогичный период года 2013. Уже один этот фактор мог бы подкосить продажи новых авто в нашей стране. Но тут свою отрицательную роль сыграл еще и отказ правительства от продолжения программы льготного автокредитования. В конце прошлого года, как мы помним, чиновники приступили к жесткой экономии бюджетных денег. И затраты на стимулирование отечественного авторынка одними из первых попали «под нож».
В результате автопрому приходится выживать, любыми способами сокращая издержки. И, как водится, в первую очередь начинают сокращать персонал. Так, Ford-Sollers, в связи с падением продаж машин, уже объявил об увольнении с завода во Всеволожске около 700 человек – почти треть сотрудников.
На «АвтоВАЗе» в этом году планируют выставить за ворота 20% работников – около 13 000 человек. Тольяттинский автогигант, положа руку на сердце, давно нуждался в радикальной чистке персонала. Падение авторынка страны лишь ускорило этот процесс. Так или иначе, не стоит удивляться, если и прочие автосборочные производства нашей страны по окончании летнего сезона приступят к сокращениям среди работников.