Из «европротокола» уберут лишние требования к участникам ДТП

Стали известны подробности нового плана властей повернуть «еврпротокол» лицом к народу. Соответствующие поправки могут быть внесены в законодательство об ОСАГО в следующую сессию Госдумы.

Источником очередных идей модернизации ОСАГО в очередной же раз стал Минфин. Он предложил радикально изменить подход к оформлению ДТП в рамках ОСАГО без участия сотрудника полиции по так называемому «европротоколу». Главная из предлагаемых новаций, на наш взгляд, отмена одного из принципиальных условий оформления ДТП по «европротоколу» — обязательного согласия обоих участников инцидента относительно личности виновника и прочих его обстоятельств. Такой принцип, для начала, предлагается распространить на территории Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Правда, это будет возможно в случае, если участники событий предоставят страховой компании не только заполненный бланк «извещения», но и дополнительные данные об обстоятельствах аварии. Минфин предлагает три способа, к которым сможет прибегнуть автовладелец, решившийся на оформление по «европротоколу», чтобы доказать страховщику, что он не мошенник, а добропорядочный пострадавший. Первый вариант — с помощью данных от некого бортового устройства, которые фиксируют информацию о движении автомобиля на основе сигналов глобальной навигационной спутниковой системы. Видимо, тут подразумеваются так называемые черные ящики системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые с будущего года должны будут устанавливаться на все новые машины, продаваемые на российском рынке.

Напомним, что власти планируют с помощью этого «стукача» отслеживать поведение всех водителей на дороге. Вторым способом доказать страховой компании, что ты «не верблюд» называется специальное приложение для мобильного телефона. Российский союз автостраховщиков (РСА), кстати, уже разработал такое. С его помощью компания сможет убедиться, что дело происходило именно там и тогда, где рассказывает потерпевший. А еще через него можно зафиксировать повреждения машин и общую картину происшествия. Третий вариант: водитель после ДТП фотографирует машины в «привязке» к окружающему пейзажу на обычный фотоаппарат, а впоследствии запрашивает у своего сотового оператора официальную справку местоположения своего телефона и предоставляет все это страховой компании. Поправки, в принципе, логичные и правильные.

Но, во-первых, не понятно, почему способ с фотоаппаратом нельзя было внедрить еще лет 10 назад? Во-вторых, кто сказал, что страховщики не будут отказывать наивным автомобилистам в выплатах на основании, например, что те представили недостаточное количество (или недостаточно качественные) фотографии — даже с применением мобильного приложения РСА? Другими словами, «европротокол» останется как и сейчас самой настоящей рулеткой для автовладельцев. Ведь страховщики и дальше будут всеми неправдами стараться не платить по ОСАГО, прикрывая свою жадность разговорами о толпах мошенников так и норовящих нажиться за счет «белых и пушистых» страховых компаний.