Тюнинг по-русски: быть или не быть?

  • В Москве состоялась VI международная выставка Московское Тюнинг Шоу. Сразу оговоримся: очередная, шестая по счету, тюнинг-тусовка в Крокусе заметно поскуднела. Впрочем, это и не мудрено, ведь для многочисленных фирм участие в подобных мероприятиях стало невыгодным вложением и без того пошатнувшегося бюджета, а некоторые игроки и вовсе были вынуждены уйти с рынка.
  • Хотя самым стойким, тем, чьи экспонаты заняли чуть больше половины заявленного пространства, было что показать заинтересованной публике. Хотя, что ни говори, эксклюзивного и вкусненького здесь оказалось крайне немного. Однако это нисколько не помешало любителям прокаченных тачек и модного стайлинга, коих за три дня выставки набралось более 25 000 человек, получить от посещения шоу удовольствие. К тому же организаторы смогли неплохо подготовиться, встречая гостей живой шоу-программой и забавляя публику показательными выступлениями дрифтеров на дымящейся резине и мотоспортсменов с их экстремальными трюками. В общем, как всегда, было весело и очень-очень громко.Пожалуй, самыми тихими здесь оказались представители столичной школы велотриала, которые впервые дебютировали на фестивале, показав специальную программу, подготовленную постановщиками знаменитого шоу Top Gear Live. Действительно круто и профессионально.
  • Но вернемся собственно к тюнингерам. Традиционно выставка собрала участников различных автоклубов, из которых определенно следует выделить поклонников ретромобилей, сохранившихся еще со времен СССР, почитателей американской классики и масл-каров, навороченных Toyota Tundra, Land Cruiser Prado и Jeep Wrangler, а также тусовщиков, отдавших предпочтение Mazda MX-5 Miata. Парни из одноименного сообщества выкатили все генерации модели без исключения, да еще и с рядом всевозможных доработок. Одним из хедлайнеров стал уникальный раллийный болид Miata, построенный для состязаний в серии MaxPowerCars. Но самой большой коллекцией частных зажигалок похвастала команда Smotra.ru, представившая сразу несколько десятков заряженных моделей. Интересную работу продемонстрировал небезызвестный в области реставраций автомобилей мастер Вячеслав Бессонов, явивший на суд общественности реплику культового заокеанского суперкара Cobra 1967 модельного года.
  • Любители автозвука могли оценить свежеиспеченные демо-кары с разнообразными вариантами инсталляции car-audio, самым ярким из которых, на мой взгляд, стал передвижной мобильный танцпол от Pioneer. Правда, нечто подобное уже когда-то делали ребята из Prology. Откровенно говоря, и другие музыкальные шоу-мобили эксклюзивными не назовешь. Но все новое, как известно, это хорошо забытое старое.
  • То же касается и специалистов, занимающихся аэрографией. Более того, их уже давно теснят пленочники, предлагающие более дешевую альтернативу из винила, который, к тому же, еще и сохраняет машину от преждевременной коррозии и сколов. Сегодняшний рынок подобными конторами перенасыщен и от этой бешеной конкуренции они же и умирают. То ли дело легкосплавные диски, которые, так или иначе, вошли в обиход нынешних автомобилистов. Однако, если дизайнерские колеса, скажем, глянцевые или матовые, в настоящий момент еще худо-бедно покупаются, то катки, выкрашенные порошковой краской в разноцветные тона, коих в Крокусе было навалом, востребованы по минимуму. Об этом говорят и сами продавцы, и те, кто занимаются их покраской.
  • Из других экспонентов, продвигающих в России узко тематические аксессуары, можно отметить спецов из Berkut, предлагающих пневмосистемы собственной разработки, на базе которых строится пневматическая подвеска автомобиля. Кстати, они здесь оказались первыми и единственными, кто наглядно показал, как все это работает. Нельзя не упомянуть и авторский проект Дмитрия Брума, ориентированный на обучение контраварийному вождению в условиях гололеда и бездорожья. Он поделился с народом тонкостями водительского мастерства, полученного в ходе бесценного опыта работы в программеGran-Turismo, исколесив тысячи километров на различных спорткарах по всему миру.
  • Подводя же общий итог можно сказать, что тюнинг, ставший неотъемлемой составляющей автомобильного рынка, стагнирует (собственно, как и сам рынок). Интерес к модным наворотам и прибамбасам среди моторизированных россиян хоть и не угасает, но в большинстве своем так и остается лишь на уровне любопытства. Массово платить за одноразовую красоту отечественные покупатели пока не готовы. А уж тем более сейчас, на фоне нестабильной экономической ситуации в стране. Вместе с тем, прогибаться не желают ни продавцы профильных товаров, ни всякого рода дизайнеры-инсталляторы, что, в общем-то, тоже отчасти можно понять. Сначала вложиться в производство или потратиться на патент, затем тратиться в рекламу и продвижение, а потом демпинговать? Думаю, вряд ли кто-то захочет повторить опыт канувших в Лету коллег. Хотя с учетом общего падения потребительского спроса они, по сути, и так тихонько доживают свой век.