Канадский «немец» в Стране Советов

  • Ретро-техника вновь вышла на тропу войны. В конце июня в Ногинском районе Подмосковья прошел очередной, уже третий по счету, военно-исторический слет «Моторы войны», на который привезли более 50 колесных и даже гусеничных раритетов, выпущенных в 30-е-40-е годы прошлого века. Как и в прошлые годы, организаторы во главе с известным коллекционером и реставратором автомобильной старины Вячеславом Лен приурочили мероприятие к очередной годовщине нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Одним из главных пунктов программы была демонстрация ретро-техники посетителям.
  • Главные мероприятия нынешнего слета проходили 21 и 22 июня. В программе первого дня слета состоялось ралли военных ретромобилей;. Около трех десятков виллисов, доджей, грузовиков, штабных легковушек, мотоциклов и даже бронетранспортеров выстроилось в живописную колонну на центральной улице деревни Ивановское, где давали старт пробегу. Хотя самому молодому из этих ветеранов уже под 70, им предстояло преодолеть по лесным и полевым проселкам около 40 км.
  • Невиданным для большинства посетителей слета экземпляром является и другой представитель военной ретро-техники, демонстрировавшийся на поляне. Советский бронеавтомобиль ФАИ. Расшифровывается это название, как Форд А Ижорский. В первой половине 30-х на знаменитом Ижорском механическом заводе под Ленинградом наладили изготовление бронеавтомобилей на шасси первых отечественных серийно выпускавшихся легковушек (являвшихся, как известно, копией американских Ford A). Противопулевое бронирование, башня с пулеметом, спицованные колеса, недостаточная для двухтонного, закованного в сталь агрегата, мощность двигателя: ФАИ оказались отнюдь не шедевром военной техники. Тем не менее, более 600 таких бронемашин поступили на вооружение Красной Армии. Часть из них была списана еще до начала войны с Германией, другие погибли в первые месяцы Великой Отечественной. Ржавые останки одной из погибших машин были найдены поисковиками, и послужили основой для воссоздания Ижорского форда.
  • Немало любопытствующих толпилось вокруг малой немецкой амфибии Volkswagen-166 Schwimmwagen. Четырехместный водоплавающий автомобиль выпускался вплоть до 1944 г. На асфальте этот малыш с всего лишь 25-сильным двигателем разгонялся до 80 км/ч, а вот по воде мог выжимать лишь около 10 км/ч. (механизм гребного винта получал привод от коленвала, а в походном сухопутном варианте откидывался наверх и крепился ремнями).
  • Неподалеку от Хорьха поставили на поляне еще один эксклюзивный ;кюбельваген Mercedes-170 VK с кузовом «полицай». Это очень редкая модификация армейского легкового автомобиля. Как рассказал владелец раритета, основательно изучивший историю вопроса, данный вариант с очень характерной плоской задней частью был разработан в 1938 г. для нужд полиции. Однако машина в итоге почему-то полюбилась представителям совсем иных силовых структур: военным летчикам и морякам. Так что на «полицаях» ездили многие германские адмиралы и генералы Люфтваффе. Таких машин до наших дней практически не сохранилось, этот экземпляр, привезенный не так давно из Германии для частной коллекции - единственный в России.
  • Из мастерской-музея «Военный ангар» сюда привезли, например, немецкий штабной кюбельваген Horch 830 R. Данный экземпляр выпущен в 1934 г. в очень редком варианте с упрощенным открытым кузовом без заднего багажного ящика и с механизмом откидного тента, крепящимся прямо к спинке заднего сидения. Считается, что таких «восемьсот тридцатых» военных Хорьхов с кузовом от ателье Glaser, было выпущено всего несколько десятков. Во время Великой Отечественной этот Horch возил генерала Хубе, командира 16-й танковой дивизии, наступавшей на Сталинград. В ночь на 22 августа 1942 г. советская авиация разбомбила немецкую понтонную переправу через Дон в районе деревни Лучинская, среди другой техники оказался сожжен и командирский кюбельваген. Исковерканные останки его нашли в конце 1990-х. Еще почти 10 лет энтузиастам понадобилось, чтобы собрать комплект недостающих узлов и агрегатов (этому помогла находка фрагментов еще трех Horch 830 R в других местах боев), после чего началось восстановление уникального варианта. Посетители смогли увидеть эту машину в завершающей стадии реставрации.
  • Один из главных организаторов шоу г-н Лен.
  • Впрочем, никаких испытаний на максимальную скорость и выносливость для ретро-авто никто не устраивал. Основной задачей водителей было правильно сориентироваться на местности, выбрать нужную дорогу в соответствии с выданной легендой маршрута и точно уложиться во время, отведенное для преодоления каждого отдельного этапа, получив соответствующую отметку при прохождении очередного контрольного пункта.
  • Для пущего военного антуража в нескольких местах на пути ретро-колонны были устроены засады, одетые в немецкую и красноармейскую форму диверсанты бросали на дорогу петарды.
  • Внимание автора этих строк привлекла грузовая машина с угловатой кабиной и характерной тупорылой физиономией. Выштампованное под фарами название Ford Canada, правое расположение руля... Все ясно, это полноприводной военный транспортный автомобиль, предназначенный для английской части войск союзников. Однако на дверях кабины почему-то нарисованы германские кресты... История Форда, который ныне является экспонатом Государственного военно-технического музея, оказалась необычной. Такие грузовики начали выпускать с 1940 г. компании Ford и Chevrolet на своих филиалах в Канаде, поэтому машины серии получили обозначение CMP: Canadian Military Pattern (Канадская военная модель). Основным заказчиком являлась Великобритания и другие страны Британского содружества – Австралия, Новая Зеландия, Индия... Так что не удивительно, что большинство СМР было изготовлено с правым рулем. Демонстрировавшаяся на слете двухосная трехтонка Ford Canada модели F60 была приписана к войскам союзников, воевавшим против армии Роммеля в Северной Африке, и в 1942 г. ее захватили гитлеровцы. Новые хозяева приспособили колесный трофей для своих нужд, при этом не только нарисовали кресты на дверях, но и позаботились об удобстве управления импортной техникой: в кабине прикреплено несколько табличек с текстом на немецком, подсказывающим, как пользоваться тем или иным прибором или элементом управления. Онемеченный грузовик позднее попал на Восточный фронт и трудился в тыловых частях 1-й танковой дивизии СС Адольф Гитлер. Во время советского наступления под Харьковом в 1943-м, эта дивизия была разгромлена 3-й танковой армией генерала Рыбалко, среди прочих трофеев победителям достался и африканский Ford Canada.
  • На сцену выезжала бронетанковая техника, включая танк Т-34 (этот экземпляр относится к одной из ранних моделей, оснащенной башней с 76-мм орудием,таких уцелело после войны очень не много).
  • После обеда состоялась следующая военно-историческая реконструкция: фрагмент боя советских войск с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол в 1939 г. Это была по-настоящему уникальная документальная постановка: в ней приняли участие редчайшие образцы подлинной японской техники тех лет, по полю среди взрывов в клубах дыма ездили танк, кургузый штабной автомобильчик.
  • Мотоцикл японской армии с коляской (само собой, расположенной с левой стороны и по форме своей напоминающей, скорее, лодку). Сражались все те же участники военно-исторических клубов, только на сей раз одни из них были одеты в японскую форму, а другие в форму солдат Красной Армии старого образца.
  • В День Памяти и Скорби, 22 июня на импровизированном полигоне, устроенном рядом с полевым городком слета, были проведены показательные сражения: две военно-исторические реконструкции.
  • 22 июня на импровизированном полигоне, устроенном рядом с полевым городком слета, были проведены показательные сражения: две военно-исторические реконструкции. В 10.30 для зрителей, которые успели к этому времени добраться до поляны, здесь воссоздали эпизоды сражения частей Красной Армии и вермахта в июне 1941 г.