На заре автомобильной эпохи мало кто из шоферов и автовладельцев задумывался о повышенной комфортности своего средства передвижения. Тогда еще доминировали открытые кузова, единственной защитой от непогоды в которых служил легкий однослойный тент. С таким «укрытием» люди ездили и в дождь, и в снег. Иногда к тенту добавлялись брезентовые боковины с целлулоидными окнами над дверями, но и это почти не меняло «микроклимат» в салоне. От непогоды защищала только одежда: теплый шлем, гонщицкого типа очки и непременно меховая шуба или доха с высоким воротником. Но подобный «арсенал» не спасал даже седоков в закрытых кузовах, во множестве распространившихся с 10-х годов прошлого века. Совсем не зависеть от капризов погоды автомобилисты смогли только во второй половине минувшего столетия, когда такие устройства, как стеклоочиститель, отопитель салона и обогреватель стекол, достигли совершенства и стали повседневной реальностью. Но обо всем по порядку.
Первыми в машинах обосновались стеклоочистители. Изобретением этого устройства все водители обязаны некоей даме, обожавшей ездить в любую погоду и негодующей по поводу грязного стекла, видимость через которое оставляла желать лучшего. Эта автомобилистка придумала движущуюся щетку! Ее инициативу подхватили многочисленные производители комплектующих, и вскоре столь полезное устройство можно было легко приобрести в любом месте. Тогда же журналы заполнили рекламные постеры с изображением «принципа работы» устройства: фрагмент лобового стекла, сквозь чистую часть которого улыбалось женское лицо, — и в этом была доля правды. Вначале привод у «дворника» был ручным. Затем руку шофера заменил вакуумный аппарат, работающий от разрежения во впускном коллекторе.
Первой попыткой обогреть салон стало проведение выхлопных труб ближе к поверхности пола — других источников тепла поначалу и не было. Такая мера оказалась очень эффективной зимой, хотя и не избавляла, например, от обледенения стекол. Но как ездить с подобной системой летом?! Предложения возникали одно другого оригинальнее. Так, специально для пассажиров продавались обогреватели, размещавшиеся под ногами и выделявшие тепло от экзотермической реакции нескольких химических веществ (это устройство изобрела немецкая фирма «Geschwa» в 1913 году). Время его действия не превышало и одного часа, дальше требовалась дозаправка. А недостатки были такие же: ногам тепло, а в зимнюю одежду облачаться все равно надо. И через стекло ничего не видно.
С наледью на стеклах водители боролись поначалу совсем уж примитивными способами. Одни натирали стекло мешочком с солью — получалось мутновато, но дорогу видно. Другие приоткрывали створку капота со стороны выпускного коллектора, чтобы горячий воздух дул на стекло. Некоторые фирмы предлагали электрический обогреватель, представлявший собой экран с тонкими вольфрамовыми нитями накаливания, который изнутри ставился вплотную к лобовому стеклу и обогревал его.
Весьма оригинально решил ситуацию с обогревом немецкий конструктор Фердинанд Порше в своем знаменитом «Жуке» с двигателем воздушного охлаждения: он просто-напросто провел из моторного отсека несколько трубок, по которым потоки горячего воздуха попадали в салон. Похожее устройство присутствовало и в чехословацкой модели Tatra T87 c заднемоторным «воздушником», только система дополнялась еще и электродвигателем с вентилятором. В СССР же первым серийным автомобилем с отопителем, который тогда еще совсем не по-советски называли на английский манер — словом «хитер», стал представительский лимузин ЗиС-101 1936 года выпуска, предназначенный для обслуживания партийной элиты. Но даже в нем воздух дул только в водительское отделение, и лишь на послевоенной модели ЗиС-110 воздуховоды протянулись к ногам задних пассажиров.
Практически одновременно со стеклоочистителями в начале прошлого века появилась и первая «зимняя резина». На тонкие колеса большого диаметра с деревянными спицами надевали цепи противоскольжения, чтобы легче было преодолевать снежные сугробы. Именно так был экипирован в 1911 году автомобиль «Руссо-Балт», на котором журналист Андрей Нагель стартовал в ралли Монте-Карло. В те же годы американские машины зимой «переобувались» в покрышки с крупным рисунком-«елочкой» и надписью «non skid» (в переводе с английского это означает «не скользящая»). В Европе со скольжением боролись с помощью шипов. Так, в 1905 году немецкая резинотехническая компания «Continental» начала производить противоскользящую шипованную резину. Но лишь через полвека прогрессивное человечество научилось менять покрышки у своих машин в соответствии с сезоном.
Облегчить зимнюю эксплуатацию машин автопроизводители старались даже в мелочах. Так, в 1930 году появились противотуманные фары, сделавшие езду в плохих погодных условиях менее опасной. Тогда же стал внедряться и антифриз. До него все шоферы ездили с водой в радиаторе: перед ночной стоянкой вода сливалась из системы охлаждения, а утром водитель выходил к машине с ведром горячей воды. А для того чтобы во время недолгой стоянки мотор медленнее остывал, капот укутывали плотными «одеялами». К борьбе с зимней стихией в 80-е годы подключилась и электроника: система управления тягой TCS предотвращала пробуксовку колес, посылая сигнал системе впрыска, которая, в свою очередь, автоматически уменьшала число оборотов двигателя до тех пор, пока пробуксовка не прекращалась.