Найти и… отреставрировать

Пожалуй, это самая точная и лаконичная характеристика этого человека: Вячеслав Лен — настоящий охотник. Охотник за очень редкими и уникальными автомобилями прошлых лет.

Пожалуй, это самая точная и лаконичная характеристика этого человека: Вячеслав Лен — настоящий охотник.
Охотник за очень редкими и уникальными автомобилями прошлых лет.

Ради своего главного дела жизни Вячеславу пришлось превратиться в заядлого путешественника. За месяц у него набирается лишь 5—7 «московских» дней, остальное время он тратит на поездки по России и странам Европы, Азии, Южной Америки. А на спидометре «разъездного» автомобиля ежемесячно прибавляется около 15 000 километров, которые пришлось намотать, чтобы добраться до мест, где обнаружились интересные машины, которые хотелось бы приобрести для коллекции.

— Я готов сорваться из дома буквально в любую минуту, — рассказывает Лен. — Не раз случалось: прихожу ужинать, потом рюкзачок свой походный подхватываю — и в аэропорт! В разных уголках мира есть 40—50 агентов, которые ищут для меня «колесные» раритеты. Как только что-нибудь интересное от них «выскакивает», первая моя мысль: как побыстрее достать авиабилет до указанного места и где найти необходимую для приобретения этой машины сумму. Потом, когда автомобиль уже куплен, начинается процесс его восстановления — порой очень долгий и дорогостоящий...

Собственное авто впервые появилось у Вячеслава, когда ему исполнилось 12 лет.

— Наша семья жила тогда в Казахстане, и я, заинтересовавшись автомобилями, с 10-летнего возраста помогал в мастерской своему дяде. Однажды туда обратился какой-то дедушка, которому надо было подремонтировать «Москвич-412», ну я за это дело и взялся. А вместо оплаты «клиент» предложил взять дряхлый BMW-320 1939 года выпуска. С той поры я и увлекся ретромобилями. Сперва по неопытности брал все подряд — каждый старый автомобиль казался великой ценностью. И лишь когда скопилось у меня штук 50 «развалюх», понял, что заниматься-то надо поисками и восстановлением лишь действительно редких автомобилей. Выбросил все это ржавое железо прочь, оставив лишь 4 самых редких автомобиля, и начал работу с нуля.

Первым учителем Вячеслава стал известный реставратор Андреас Роде из Риги. Именно благодаря ему Лен смог познакомиться с лучшими в мире немецкими мастерами этого дела.

С некоторыми из его «ретромоторов» связаны совершенно удивительные истории.

20 лет назад Вячеслав Лен случайно обнаружил в Алма-Ате старый Horch, хранившийся под навесом, устроенным… на крыше высоченного сарая! Как оказалось, «красавца» загнал туда его хозяин еще в 1956 году, после того как мотор трофейной машины окончательно «устал». Владелец так привык к этому автомобилю, что пожалел отдавать его в чужие руки, надеясь когда-нибудь отремонтировать четырехколесного друга. А самым надежным местом для хранения показалась именно крыша сарая — уж оттуда никакой похититель не сможет его достать!

Благодаря столь надежной «изоляции от общества» и благоприятному сухому климату автомобиль сохранился в своем первозданном виде, без серьезных переделок и искажений. За долгие годы не пострадали даже заводское лакокрасочное покрытие и кожаная отделка салона.

Точное название этого великолепного автомобиля — Horch 853 Sport-Cabriolet.

В середине 1930-х, когда такие супермашины начали небольшими партиями собирать в Германии, цена каждой из них равнялась стоимости приличного городского особняка или десятка обычных авто. Вячеслав попытался договориться о покупке некондиционной машины, но владелец по-прежнему не горел желанием расставаться со своим «железным конем». Автореставратору пришлось потратить семь лет на то, чтобы уговорить упрямого алмаатинца уступить. Еще несколько лет ушло на то, чтобы достать для «восемьсот пятьдесят третьего» недостающие «родные» детали: приборы, фары... Редкую машину удалось окончательно укомплектовать лишь год назад. А сейчас в мастерской Вячеслава идет работа над еще одним уникальным автомобилем той же фирмы — прототипом лимузина Horch-950L, в 1940 году демонстрировавшегося на Берлинском автосалоне…

Однажды неугомонному «автоохотнику» пришлось проникать на территорию неспокойного Афганистана. Там обнаружился очень редкий образец Mercedes-Benz довоенного выпуска — кабриолет модели 320А. Эту машину в 1960-е годы увезли из Москвы в Среднюю Азию, где на ней ездил генерал, командующий Туркестанским военным округом. А когда «немец» поизносился, его «отправили в отставку». Так машина оказалась в частном владении где-то в Узбекистане и уже оттуда попала в приграничный район соседнего Афганистана. Старый автомобиль афганцы приспособили для военных целей и даже приделали к нему специальный каркас для крепления пулеметной турели.

Через своих «разведчиков» Вячеслав узнал, что нынешний хозяин кабриолета согласен поменять его на новый джип Land Cruiser 100.

— Мы с моим помощником приехали в Ташкент, — вспоминает Лен, — купили там на авторынке подходящий «обменный» внедорожник белого цвета… Вслед за тем пришлось решать проблему, как попасть в Афган. Таможенник на «зеленке» оказался сговорчивым: давай, говорит, 100 долларов и проезжай, но учти: через три дня опять моя смена будет дежурить, поэтому вы должны в это время вернуться назад в том же составе — два человека и автомобиль, а какой марки будет машина, меня не интересует… Мы благополучно добрались до цели и, оказавшись в расположении отрядов Ахмадшаха Масуда, совершили обмен, а потом выбрались на «генеральском» кабриолете назад всего за один день («старичок» вполне резвым себя показал — у него ведь вместо «родного» мотора стоял двигатель от «Волги»). Потом мы Mercedes частично разобрали, чтобы проще и дешевле было его провезти в Москву через несколько границ под видом металлолома… Сейчас тот «триста двадцатый» уже восстановлен в своем подлинном виде.

Были у Вячеслава и другие «дальние объекты». В Южно-Африканской Республике реставратор приобрел «Чайку»-кабриолет ГАЗ 13Б, на которой ездил в 1960-х Юрий Гагарин. (Мемориальный ретромобиль ранее вывез из России в Африку один из коллекционеров.) По сведениям коллекционера, на просторах Черного континента до сих пор можно обнаружить совершенно уникальные образцы старой автотехники, однако сейчас энтузиаст, по его собственным словам, «немного опасается Африки». Несколько лет назад один из поисковиков, Андрей Ш., отправился туда с деньгами для покупки очередного четырехколесного раритета, да так и сгинул бесследно где-то на территории Уганды.
«Охотничьи трофеи» Вячеслава Лена впечатляют. В его коллекцию попал, например, Horch-951А-Cabriolet, вытащенный поисковиками из болот под Смоленском, — этот автомобиль был изготовлен в единственном экземпляре по заказу рейхсканцелярии! На аукционе Вячеслав взял машину лидера ГДР Эриха Хонеккера — эксклюзивный ЗиЛ-111Д.

Совсем недавно в Венгрии удалось купить бронированный лимузин ЗиС-115, созданный специально для И.В. Сталина. В прошлом году в Германии Лен приобрел громадный кабриолет Mercedes-770D 1938 года, на котором когда-то разъезжал министр финансов Германии Вальтер Функ. А в Алма-Ате неугомонный коллекционер-реставратор смог «добыть» редчайший вариант «Мерседеса» — Mercedes-Benz 500 Spezial Roadster с двухместным кузовом. Сегодня этот автомобиль признан коллекционерами всего мира самым красивым и роскошным коллекционным автомобилем XX века (когда-то такие автомобили были у Евы Браун, Геринга и некоторых других самых известных и влиятельных людей Германии).

Порой неделями тянется эпопея с растаможиванием. А за оформление евросертификата приходится отдавать по 2000 долларов, а затем, выехав за ворота таможни, задыхаться в клубах дыма, изрыгаемых «убитыми» «Жигулями» или «Москвичами», в очередной автомобильной «пробке». Ну не глупость ли! — возмущается Лен.

Особняком в коллекции, которую собирает Вячеслав Лен, — специальная и военная техника. В его мастерской мы увидели, например, пожарный Ford-TT, выпущенный в 1919 году и привезенный коллекционером из Германии. Другой примечательный «американец» — Willys MB 1945 года. Это морская версия легендарного внедорожника, предназначенная для использования в морской пехоте и для разъездов корабельного начальства. (Характерные штрихи к «портрету» машины — не только окраска лунно-серая, но и бухта толстого пенькового каната, прикрепленная «по штату» на левом переднем крыле джипа… Предусмотрительные янки даже лебедку морскую на автомобиль установили!)

Есть автомобили из армии вермахта: вездеход Hanomag-20 1938 года, у которого все колеса имеют индивидуальное управление (этот раритет удалось вывезти из Норвегии); передвижная радиостанция, смонтированная на джипе Stoewer R 180; внедорожник Horch-901 образца 1940 года (по словам Вячеслава, этого «армейца» он приобрел по случаю у немецкого крестьянина, отец которого пригнал машину в 1945-м прямо с поля боя).

— Есть у меня и боевые машины, — будто невзначай обмолвился коллекционер. — Наш танк Т-34, немецкая «Пантера», американский Shermann… Не так давно приобрел во Франции целую музейную коллекцию — ради одного лишь экземпляра, хранившегося в ней. Это Fiat-Spa AB41 1938 года — единственный уцелевший в мире итальянский бронеавтомобиль…