Скромность украшает

Многие наши сограждане, накопившие небольшую сумму на покупку автомобиля, теряются в догадках, что лучше: приобрести новую продукцию постсоветского автопрома или рискнуть и взять подержанную иномарку.

[mkref=1857]

Дебют Fabia (внутреннее заводское обозначение 6Y) состоялся в 1999 году на автосалоне во Франкфурте, где чехи представили замену устаревшей Felicia. В 2000 году пошел в серию универсал, а годом позже — седан. В 2004 году случился легкий рестайлинг модели. Немного изменили передний бампер, задние фонари. В салоне также произошли минимальные изменения.

Автомобиль был построен на общей фольксвагеновской платформе, на которой концерн производил такие машины, как VW Polo, SEAT Ibiza/Cordoba. Fabia имела с ними немало общих узлов и агрегатов.

Все кузовные панели Skoda подогнаны друг к другу с минимальными зазорами (в лучших традициях немецкой школы), а благодаря оцинковке Fabia отлично противостоит коррозии. Ржавчину традиционно можно увидеть на машинах, плохо восстановленных после аварии. При интенсивном использовании задней двери может появиться люфт в механизме замка, который поддается несложной регулировке. Массивные передние стойки часто становятся причиной недовольства хозяев, поскольку серьезно ограничивают обзорность.

[mkref=1858]

Сохранение демократичной цены (причем без экономии на качестве самого автомобиля) привело производителя к необходимости «пожадничать» при оснащении базовых Fabia дополнительным оборудованием. Так, на ранних версиях в большинстве случаев имелись только подушка безопасности водителя, иммобилайзер, регулируемая рулевая колонка и электроусилитель руля. Автомобили в хороших комплектациях оснащены практически всем набором современных систем безопасности и комфорта.

Электроника в целом достаточно надежна и проста. Претензии имелись к концевикам дверей (общая «болезнь» VW). В случае их поломки, которая не редкость, придется выложить порядка $65 за новый замок, ведь деталь поставляется в сборе. Работа же обойдется в $40. Зимой, особенно после мойки, концевики часто подмерзают, и электроника информирует, что в авто открыта дверь. В этом случае рекомендуется по возможности поставить машину на некоторое время в теплое помещение. Бывают случаи выхода из строя сервопривода заслонки отопителя.

[mkref=1859]

Гамма моторов для Fabia довольно широка и включает в себя восемь вариантов бензиновых агрегатов и четыре — дизельных. Самый слабый бензиновый — литровый «движок». Его 50 л.с. хватает для очень спокойного перемещения по городу, однако к надежности претензий практически нет. Трехцилиндровый мотор объемом 1,2 литра выдавал 54 л.с. в шестиклапанном варианте и 65 л.с. в версии с 12 клапанами. В приводе ГРМ здесь используется цепь, которая со временем может вытягиваться, напоминая о себе характерным шумом. В случае ее замены в сервисе придется оставить порядка $250 с учетом запчастей. Общий же ресурс этих моторов составляет порядка 300 000 км.

Агрегаты объемом 1,4 литра представлены сразу в четырех вариантах. Два из них (60 и 68 л.с.) — модернизированные версии конструктивно устаревших шкодовских моторов, ведущие свою историю еще со времен предшественников Favorit и Felicia. Привод ГРМ здесь также осуществляется цепью, которая ходит 100 000 км и более. В остальном эти двигатели очень неприхотливы, надежны и тяговиты.

Два других — хорошо знакомые фольксвагеновские 16-клапанные мощностью 75 и 101 л.с. Эти моторы более требовательны к качеству топлива. Рекомендуется периодически промывать форсунки на работающем двигателе, тем самым очищая и стержни клапанов от отложений. Отмечались случаи выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки. В самом худшем варианте развития событий может потребоваться замена дроссельной заслонки, которая обойдется приблизительно в $500. Ремень ГРМ с роликами меняется через каждые 90 000 км. Вместе с ними рекомендуется попутно заменить и помпу (порядка $150 за оригинальную деталь). То же касается и бензинового двухлитрового мотора мощностью 115 л.с. С ним Fabia превращается в довольно динамичный автомобиль, который ускоряется с места до «сотни» менее чем за 10 секунд.

Дизельные фольксвагеновские моторы, устанавлива­емые на Skoda, не имели у нас большой популярности, поэтому выбор таких экземпляров стремится к нулю. Трехцилиндровый агрегат объемом 1,4 литра, оснащенный турбиной, выдает 75 л.с. Хорошо известный 1,9-литровый мотор в безнаддувной версии SDI может похвастать всего 64 л.с., а его турбированная версия TDI — уже 101 «лошадкой». Для любителей «зажечь» чехи предлагали спортивную модификацию RS, которая скрывала под капотом самый сильный из предлагаемых моторов — 1,9 TDI мощностью 131 л.с. С ним Fabia разгонялась до «сотни» за 9,6 секунды и продолжала ускорение до максимальных 204 км/ч. Однако, к сожалению, качество нашей солярки сводит на нет всю предполагаемую экономию дизеля.

Все варианты (за редким исключением) оснащались пяти­ступенчатой «механикой». Шесть передач предлагались для дизельной версии RS, а «авто­мат» доступен только с 1,4-литровым мотором мощностью 75 л.с. Оба типа трансмиссии достаточно надежны и не доставляют проблем. Сцепление при правильной эксплуатации ходит порядка 100 000 км. В случае его замены придется выложить от $100 до $200 за оригинальный диск (в зависимости от мотора) и около $150 оставить мастерам. Масло в АКП меняется раз в 60 000 км. Стоимость замены с учетом жидкости и запчастей потребует порядка $120–150.

Подвеска Fabia отличается простотой и надежностью. В дополнение ко всему она достаточно комфортна для своего класса. Спереди стоит традиционный «МакФерсон», а сзади — полунезависимая балка. В передней подвеске чаще всего выходят из строя втулки стабилизатора. Их хватает в среднем на 25 000–30 000 км, однако стоимость их даже с учетом работы копеечная. Стойки стабилизатора держатся до 50 000 км (порядка $85 с работой). Сайлент-блоки передних рычагов ходят по 100 000 км. Их замена потребует более $200 за обе стороны с учетом оригинальных запчастей. Столько же выдерживают шаровые опоры ($65 с работой за сторону), рулевые тяги и наконечники (по $80 за сторону с учетом работы). В задней подвеске каждые 100 000 км требуют внимания сайлент-блоки задней балки. Передние амортизаторы ходят примерно 70 000 км ($270 за пару с работой), а задние — 90 000 км ($210 за пару с работой). Передние колодки изнашиваются раз в 20 000–30 000 км ($70 с работой), а диски ($130 за пару с работой) выдерживают два-три комплекта колодок. Сзади можно встретить как дисковые тормоза, так и барабаны. В первом случае колодок хватает на 50 000–60 000 км ($90 с работой), а дисков — на 100 000–120 000 км ($120 за пару с работой). Во втором — известны случаи износа колодок и на 30 000 км, а средний показатель, как правило, 80 000 км ($130 за оригинальный комплект). Барабаны ходят более 150 000 км ($70 за штуку). Использование качественных неоригинальных запчастей может существенно сократить расходы на обслуживание Fabia.

Рулевое управление довольно надежно, хотя нередко отказывали датчики поворота руля на версиях с электроусилителем.

Подержанную Skoda Fabia первого поколения смело можно рекомендовать к покупке, поскольку на данный момент это один из немногих действительно надежных и добротных автомобилей по весьма демократичной цене. А адекватные цены на обслуживание не позволят усомниться в правильности выбора.