Колесная формула

По мнению автомобильных экспертов, роль колеса в судьбе автомобиля в ближайшем будущем резко возрастет. То, что является пока редкостью – электромотор в колесе — постепенно станет автомобильной банальностью.

Ведь моторного пространства под капотом (как и самого капота) уже не потребуется и, стало быть, внутреннее пространство «самоходной коляски» резко увеличится.

Вообще говоря, «мотор в колесе» не революционная новинка: впервые легковое авто с такой «фенечкой» показал еще на всемирной выставке в Париже в 1900 году легендарный Фердинанд Порш. В последние годы, когда появились гибридные и электромобили, мощные литий-ионные аккумуляторы, тема вновь стала весьма актуальной и для производителей массовых авто, не говоря уж о поставщиках спорткаров и авто премиум-класса, в которых колесные электродвигатели используются для резкого ускорения ТС.

Эксперты рассматривают два основных направления в развитии технологии схемы «мотор-колесо»: во-первых, в качестве единственной силовой установки и движителя автомобиля; во-вторых, использование «мотор-колеса» в тандеме с бензиновым ДВС или дизелем в целях повышения экологических и экономических качеств машины (соотношение пройденного пути к расходу топлива – км/г) или для ощутимого и почти мгновенного увеличения мощности спортивных авто.

Наиболее удачный пример внедрения прототипа, использующего «мотор-колесо» специалисты называют Porsche 918 Spyder, в котором электродвижки в колесах добавляют аж 218 л.с. к 500 силам бензинового движка объемом 3,4 л этого суперкара. Однако, самые разительные перемены при использовании «мотор-колеса» ожидаются в автомобильном дизайне, полагает президент отделения транспортного дизайна Колледжа креативных исследований в американской автостолице Детройте Марк Вест: «Если вы вытаскиваете мотор из традиционного местоположения в архитектуре авто (впереди под капотом, или под полом в центре кузова или сзади) и втискиваете его в колесный диск, то получаете дополнительное полезное пространство в салоне для груза и седоков. Тем самым вам открываются совершенно новые возможности при компановке и дизайне автомобиля».

— Однако, при этом возникают и новые технические проблемы. Во-первых, прежде чем «мотор в колесе» переберется в массовые серийные авто, предстоит уменьшить его вес и стоимость, — подчеркивает Бретт Смит, директор группы по производству, инженирингу и технологиям Центра автомобильных исследований в Энн Арбор, университетском городке близ Детройта. — Во-вторых, «мотор-колесо» увеличивает неподрессоренный вес автомобиля, который не поддерживается силовыми элементами кузова или рамы. Это обстоятельство приводит к необходимости пересмотреть конструкцию подвески и демпфирующих систем – пружин и амортизаторов.

Кроме того, при том, что можно контролировать при движении каждое из четырех «мотор-колес» индивидуально (что весьма ценно!), угловые элементы кузова должны стать массивнее, прочнее а, значит и тяжелее, что, в свою очередь, меняет всю динамику движения и устойчивости автомобиля. Смит считает, что «все эти технические трудности преодолимы, но потребуется время и не все они будут решены одновременно». Смит не приводит данные о стоимости «мотор-колес», но предсказывает, что уже в ближайшие годы их цена станет «на много интересней».

Напомним, что еще в 2008 году на Парижском автошоу французский мировой производитель автопокрышек «Michelin SA» представил публике «активные мотор-колеса», которыми были оснащены две модели – электрический спорткар Venturi Volage и пятидверный хэтчбек Heuliez Will. Каждое «умное» мишленовское «мотор-колесо» развивало мощность в 30 л.с. и контролировало все процессы, связанные с работой подвески и тормозов. Недавно компания сообщила, что работа над «активным мотор-колесом» успешно продолжается и эта технология является частью программы «колеса завтрашнего дня». Представитель американского отделения «Michelin SA» Линн Манн подчеркивает: «Активное мотор-колесо позволяет повысить управляемость ТС, что открывает беспрецедентные возможности улучшить его ездовые качества, безопасность, экономичность и экологичность. Эти миниатюрные двигатели вместе с системами электрической подвески, вмонтированные в колесные диски, существенно снижают вес автомобиля и высвобождают пространство в салон».

Так что, господа автомобилисты, в ближайшие годы нас ожидает новая революция в массовом автостроении. Колесная. Вопрос лишь в том, как быстро эта новая технологическая волна докатится до российских дорог. И вот это — самый большой вопрос.