По «Дону» не погуляешь...

Многолетняя реконструкция трассы М4 «Дон» близка к завершению. И теперь, мы все больше убеждаемся, что это – не более чем способ фактической приватизации отремонтированного за счет налогоплательщиков участка федеральной трассы.

Удивительно, но факт: конкурс на управление участком дороги М4 «Дон» признан несостоявшимся, сообщили в «Автодоре». По странному стечению обстоятельств свои предложения в конкурсную комиссию сумел подать лишь один из двух потенциальных конкурсантов — «Объединенные системы сбора платы» (ОССП). Вторая компания, «SOC 24 SAS», – «дочка» французской «Vinci Concessions», не смогла правильно составить конкурсное предложение.

О каком участке дороги «Дон» идет речь. На конкурс выставлен ее отрезок длиной 408 километров, проходящий по Тульской, Липецкой и Воронежской областям. Из них платными будут 313 километров. Выигравшая конкурс фирма должен будет содержать дорогу в порядке и брать деньги за проезд.

Что же из себя представляет загадочная фирма «Объединенные системы сбора платы»? По данным газеты «Ведомости», она – совместное предприятие «Мостотреста» и «Kapsch TrafficCom», австрийской компании по производству систем взимания платы. А «Мостотрест», как известно, контролируется небезызвестными личностями – Аркадием Ротенбергом и владельцами компании «Н-транс» Константином Николаевым, Никитой Мишиным, Андреем Филатовым. К слову сказать, именно чуть было не принявшая участие в конкурсе «Vinci Concessions» в компании с тем же «Н-трансом» и тем же Ротенбергом строят пресловутую трассу Москва-Санкт-Петербург. Уже просматривается очаровательная «конкуренция», не правда ли? В этом свете даже как-то смешно упоминать домыслы журналистов, будто бы г-н Ротенберг близко знаком с нашим нынешним премьеропрезидентом, – якобы еще со времен юношеского увлечения спортом.

Но мы не будем обращать внимание на всякие глупости из недр желтой прессы, не правда ли? Давайте не сходя с места убедимся в исключительно успешной бизнес-модели компаний, ведомых гражданином Ротенбергом на примере той же М4. Допустим, а не допустить подобного мы просто не можем, что структуры упомянутого бизнесмена в конце концов получили контроль над 313-километровым участком дороги. Согласно требованиям «Автодора», фирма-оператор должна будет потратить на освещение, ремонт и прочие насущные нужды трассы 3,7 млрд рублей. После этого компания-управляющий приступает к своим основным обязанностям – сбору денег с проезжающих.

Если поверить данным того же «Автодора», то среднесуточный трафик на этом участке составляет около 16 000 авто. А теперь представим, что тариф за проезд, будет такой же какой заявлен на участке 15-58-го км платной «дороги Ротенберга» Москва–Санкт-Петербург, — 6,38 рублей за 1 км с легковой машины и 12 – с грузовика. И если допустить, что грузовиков и легковушек по «Дону» едет примерно одинаково, то калькулятор нам доложит: годовая выручка «оператора» составит более 16 млрд рублей. Какой жирный гешефт, согласитесь: платишь однажды 3,7, а потом каждый год кладешь в карман по 16 «лярдов». Вот что значит знать с кем и когда заниматься спортом!

Для справки заметим, что в соседней Белоруссии тоже есть платные дороги. Там за проезд по почти 200-километровому скоростному участку дороги Москва-Брест берут, в пересчете на российские деньги, около 21 рубля. Причем, этот прямой как стрела автобан там просто взяли и проложили параллельно старой дороге. А не так как с «Доном»: привели в порядок за счет граждан-налогоплательщиков, кое-где проложили объезды населенных пунктов и сделали ее платной для тех же самых граждан. И в конце концов доход с нее будет получать даже не государство, а некая частная структура! Подобную ситуацию неплохо описывает известная американская народная мудрость: «Если ты украл доллар, – ты вор и тебя посадят, а если ты украл железную дорогу, – ты уважаемый человек и станешь сенатором».