Кусать или лаять?

Учуяв проблему во взаимоотношениях представительств автомобильных компаний с дилерами, Федеральная антимонопольная служба попыталась всунуть в этот узел еще и клиентов и немного полаять в их защиту, поскольку не смогла вовремя понять, в чем суть антагонизма русского автомобильного бизнеса.

Погружаясь в тему, ФАС заранее знала, что укусить надо представительства, но, вступая в борьбу, по советской привычке включила в проблему защиту интересов простых людей, а заодно бандитских сервисов, которым представительства совершенно справедливо запрещали прикасаться к гарантийным автомобилям. Облаяв офисы больших компаний и взвизгнув в защиту бандитов, ФАС взяла паузу на внимательное обнюхивание ситуации и со второго дубля стала точнее в нападках, пнув в сторонку и гаражных бандитов, и простых клиентов, конкретизировав свои претензии до отчетливого желания покусать представительства в пользу дилеров.

Вынюхав ситуацию, насколько это было ей позволено, ФАС поняла, что во взаимоотношениях представительств с дилерами нет ни намека на равноправие, честность и партнерство, а есть диктат, волюнтаризм и подлость. Играя по невнятным правилам и постоянно меняя их в свою пользу, представительства автомобильных компаний умышленно потакают коммерческой выгоде любимых дилеров и гадостно вредят нелюбимым. Помимо этого нет четких сроков дилерских контрактов и любимчикам их позволяют заключать надолго, а презренным и нелюбимым на полгода, постоянно угрожая расторжением. При этом представительства всегда единолично решают, какому дилеру сколько машин выдать со склада и в какой комплектации и какой бонус после этого выплатить за выполнение плана по продажам. Обнюхивание чужих дел выявило, что нелюбимым дилерам умышленно блокируют склад и не дают выполнить план по продажам, после чего штрафуют их за нарушение контрактных обязательств.

Продолжая принюхиваться к ситуации, ФАС вот-вот сделает еще одно важное открытие: исключительно на территории России иностранцы позволяют себе глумливо требовать от дилеров строительство огромных по размеру дворцов, умышленно ставя наших в непреодолимую зависимость от банков и процентов по кредитам, заранее закладывая во взаимоотношения финансовую уязвимость и, как следствие, гарантированное послушание. Именно отсюда вытекают зверские цены на услуги, сервис, нормо-часы и запчасти, удорожающие владение машиной в несколько раз, особенно в сравнении с остальным миром. Те, кто бывал за рубежом, обращали внимание, что там дилер живет в евросарае с одним подъемником и торгует престижными автомобилями на газоне перед входом, не омертвляя бизнес капитальным строительством. А чтобы русскому разрешили стать дилером, с него требуют подписаться под строительство дворца, огромного склада и грандиозного сервиса. Средняя цена дилерского центра в Москве начинается с $7 млн. и переваливает за отметку в $20 млн., в то время, как в Женеве, Барселоне, Париже и Франкфурте дилер просто арендует пару комнат на первом этаже жилого дома и лишь платит аренду, сопоставимую с офисной.

Чтобы никого не обидеть и нечаянно не облаять неприкасаемых, ФАС пошире обычного приоткрыла свою не особо кусачую пасть и пообещала, что попытается уговорить всех участников рынка соблюдать Закон РФ № 135 «О защите конкуренции». А поскольку ФАС лает, дилер терпит, а представительства кладут на них на всех с прибором, как самая решительная мера обещаны поправки в закон «О государственном регулировании торговой деятельности». В течение двух лет…