Не очарованный странник

Никогда, слышите, никогда не заговаривайте с китайцем. И уж тем более не спрашивайте у него дороги. Ваш корреспондент попробовал и потерял битых два часа времени и 40 юаней (200 с небольшим рублей).

В итоге «как пройти» заплутавшему россиянину объясняли человек двадцать. И при этом каждый указывал свое направление. И все действо было шумным: с размахиванием руками и, как мне показалось, взаимными оскорблениями.

В итоге, сменив два такси и одну рикшу, я все-таки добрался до нужной мне точки. И вот вам второе правило пребывания в Китае. Никогда, слышите, никогда не пользуйтесь услугами рикш. Мало того, что обманут, затребовав в конце поездки вдвое, а то и втрое оговоренного заранее, так еще и добавят вам седых волос. Выехать на встречную полосу многорядной городской трассы, маневрировать буквально под колесами попутного и опять же встречного транспорта — тут в порядке вещей. Да и вообще езда в Пекине — удовольствие не для слабонервных. Местные водилы запросто пересекают двойные сплошные, прут на «красный», подрезают, не замечают пешеходов, даже идущих по «зебре».

И весь этот хаос венчают уже упомянутые рикши, велосипедисты и прочая мопедная мелочь. Так что европейцу рулить здесь, по крайней мере, первое время — очень не просто.

Впрочем, большинству из них это и не грозит. Главная проблема, в которую упирается сейчас развитие внешнего автотуризма в Китае — большие сложности для иностранца в получении «прав». Ни национальные «корочки», ни международные водительские удостоверения тут не действуют. Необходимо получать местные «права». А для этого за месяц (в лучшем случае дней за десять, если воспользоваться недешевыми услугами местных туроператоров) предупредить о своем желании получить документ управление транспортной полиции региона, в котором будете зарегистрированы. Понятно, что никакого отпуска не хватит.

Участникам автопробега Москва-Пекин-2012, организованного некоммерческим партнерством «Мир без границ», крупно повезло. Мероприятие это проходит в рамках «Года российского туризма в Китае» и проводится при активном содействии государственных структур обеих сторон. Так что местную водительскую лицензию, действующую девять дней, мы получили без бюрократических проволочек и испытаний. (Простому россиянину придется еще и экзамены сдавать, что, как утверждают долго прожившие в Поднебесной соотечественники, без знания китайского языка практически невозможно).
И если власти наших стран действительно заинтересованы в развитии автотуризма, то необходимо как можно быстрее принимать некие двухсторонние соглашения, снимающие проблему. Тем более, по словам главы Ростуризма Александр Радькова, открывавшего автопробег, эта процедура не слишком сложна.

Впрочем, если говорить о туристической привлекательности того же Пекина, то любознательному страннику хватит на этот огромный, вечно пребывающий в жутком смоге город (вспомните жаркое московское лето-2010), день-полтора. Прогуляться по местному Арбату — улица Ванфуцзин — с ее дорогими магазинами-кафешками, старинным трамваем и уличными торговцами мелочевкой. Заглянуть в торговый район Ябаолу, где можно купить хоть черта лысого по вкуснейшей цене, не говоря уж о китайском айфоне за 5500 рублей. Разумеется, придется зайти на знаменитую площадь Тяньаньмэнь с ее Запретным городом. Ну, еще можно съездить в Малиндао, чтобы затариться лучшими сортами чая — выбирать придется из огромного количества сортов (во многих магазинах — с долгой, красивой и вкусной дегустационной церемонией). Да, и конечно Великая китайская стена. Близь Пекина находится часть этого завораживающего своей мощью и силой новодела (чтобы увидеть аутентичные остатки монументального сооружения надо пробираться в глубь страны). Вот, пожалуй, и все столичные достопримечательности. Есть еще правда так называемые хутуны — осколки старого города, который власти столицы ликвидируют, освобождая место под современную застройку. Но, боюсь, скорость, с которой уничтожается патриархальный Пекин такова, что совсем скоро от хутунов (привет градостроительному варварству г-на Лужкова) останутся только воспоминания.

В общем, Пекин не поразил, не очаровал, не увлек. Но впереди автопробег ждут Бэйдайхэ, Харбин, Цицикар, Маньчжурия — три тысячи километров по северу, западу и востоку страны. А на закуску о туристических местах Китая — рассказ о новинке китайского автопрома Great Wall Hover H6 — нового «паркетника», который совсем скоро появится и в России. Первые триста километров на этом авто мы преодолеем уже к вечеру сегодняшнего дня. До встречи.