Сафари по-читински

А дорога действительно наладилась. И 750 километров до Улан-Удэ колонна одолела за 14 часов. То есть ехать можно, не опасаясь ни за подвеску, ни за шины. Другое дело, что федеральная трасса не освещена, местами попадаешь на колейность и гребенку. А кое-где требуется и существенный ремонт.

Да вот беда, если по существующим нормативам в год капитально ремонтировать надо 131 км федералки, то денег хватает только на 17. С обычным ремонтом (это когда обновляется только асфальт) дела обстоят лучше. Из запланированных 272 км звонкой монеты хватит на 156. Всего же федеральные трассы, а проходящие по Забайкальскому краю нуждаются в этом году в 6-7 млрд. рублей, получили лишь 2,5 млрд. Но для путешествующей публики есть и хорошая новость – отвратительный участок от Забайкальска до Борзи, о котором я писал в предыдущих публикациях, будет приведен в порядок уже в этом году. Хотя есть новости и похуже – придорожная инфраструктура на перегоне Забайкальск-Чита практически отсутствует. Ни вам АЗС, ни шиномонтажных мастерских, ни закусочных. И что делать в нештатной ситуации – совершенно непонятно. Особенно если учесть, что сотовая связь тут далеко не везде подстраховывает ваш путь. А 3G-модемы всех российских операторов так и вообще «молчали» всю дорогу, хотя в Китае «ловили» даже в самых глухих уголках. И еще одна ремарка. В крае напрочь отсутствует бизнес по сдаче машин в аренду (только с водителем). Так что, автопутешествие по Забайкалью возможно только на своих колесах.

Но вернемся к финансовым моментам. Денег краю не хватает катастрофически. И развитие туристической отрасли могло бы существенно пополнить местный бюджет. Но и здесь край с мощнейшим туристическим потенциалом буксует все из-за той же нехватки средств. Местное правительство очень хотело попасть в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и внешнего туризма на период 2011-2018 годы», но увы. Ведь для этого, в том числе, необходимо составить проектно-сметную документацию и пройти государственную экспертизу. А удовольствия эти не дешевые – несколько десятков миллионов рублей, что для дотационного региона является суммой практически неподъемной. Вот и получается, что все деньги этой ФЦП ушли в западные регионы страны, и бедные восточные провинции не увидят их и в будущем. А значит, туризма не разовьют, на нем не заработают. Замкнутый круг российского бюрократического идиотизма.

Но голь, как известно, на выдумки хитра. И в Забайкалье решили поправить дела за счет привлечения китайских… охотников. И даже разработали для них специальные пяти-шестидневные туры. Любопытно, что на пресс-конференции в Чите, посвященной нашему автопробегу, организованному некоммерческим партнерством «Мир без границ», презентация «охотничьих туров» проходила исключительно на китайском! Что пытались скрыть их организаторы от российской прессы, вскрылось благодаря Леониду Ковачичу – коллеге с радио «Голос России», свободно владеющему этим языком. Оказывается, «охотничьи сессии для китайцев» планируется проводить круглый год два раза в месяц!

И это притом, что по отечественному законодательству сезоны охоты четко определены и ограничены. Понятно, что докладчик проекта, не ожидавший, что мы его поймем, не смог ответить ни на один вопрос, касающийся юридического обоснования новации. Однако выяснилось, что о ней не знают такие защитники дикой природы, как WWF и «Green Peace». Любопытно, а прокурорскую «экспертизу» это коммерческое предложение пройдет?