Госдума подумала о «thrash-metal»

То, о чем так долго верещала отечественная пресса случилось: очередной «401 сравнительно честный способ отъема денег у населения» сделал решающий шаг в направлении карманов автовладельцев России.

В самом конце прошлой недели обитатели Госдумы РФ одобрили в первом чтении поправки в законы «Об отходах производства и потребления» и «О безопасности дорожного движения». В них идет речь о введении на отечественном рынке «утилизационного сбора» на все продаваемые тут авто. Ожидается, что уже до конце текущей весенней сессии народные избранники по-пионерски примут сей документ в трех чтениях. В этом случае платит государству «за утилизацию» покупателям и импортерам машин придется уже с 1 августа 2012 года.

Как известно, эти изменения в законодательство вносятся властями для защиты отечественного авторынка в преддверии вступления России в ВТО. Чтоб не завалили нас зарубежные партнеры своими дешевыми новыми и подержанными машинами. Ведь по условиям вступления в международную организацию пошлина на подержанные иномарки 3-7 лет от роду должна снизиться с 35 до 25%, а еще через семь лет — до 20%. Та называемая таможенная «специфическая ставка» параллельно опускается 1,2-2,8 евро до 0,7-1,6 евро за 1 кубический сантиметр двигателя.
А, согласно законопроекту, уже с первого августа все импортеры, – как юридические, так и физические лица, – должны будут «отстегивать» таможенникам утилизационный сбор за ввозимые в Россию автомобили. А уже локализовавшиеся на нашей территории производители получат, фактически, дополнительный налог с каждой произведенной машины.

Надо заметить, что законопроект освобождает от сбора автопроизводителей, «принявших на себя добровольные гарантийные обязательства по безопасной утилизации выпускаемых ими транспортных средств». Подразумевается, что сформулированная столь расплывчатым образом льгота будет предоставляться российским производителям.

Как уже сообщалось ранее со ссылкой на предложения Минпромторга и Минэкономразвития, размер сбора за новую легковушку может составить от 20 000 до 45 000 рублей, а за грузовую — от 150 000-400 000 руб. Для подержанных автомобилей чиновники планируют применять повышенные коэффициенты, увеличивающие размеры отчислений «на утилизацию» в 4 раза. Причем повышающие коэффициенты были «завязаны» на возраст машины и (видимо по привычке) мощность ее двигателя.

Так или иначе, а раз на производителей свалится дополнительный налог, то они немедленно соответствующим образом повысят цены на свои авто. То есть, в конечном счете расплачиваться, как всегда, придется рядовым покупателям машин. Перемножим 20 000 (и это минимальная сумма утилизационного сбора!) на 2,5 миллионов – примерный объем российского рынка легковых авто. Получаем 50 миллиардов лишних денежек в бюджете! Причем, что характерно, эти средства пойдут в некий специальный фонд, который, как у нас заведено, наверняка будет управляться специально созданной госструктурой. Хотя, если уж мы говорим об утилизации машин, сей финансовый поток следует направить непосредственно в распоряжение муниципальных властей. Ведь именно им, в конечном счете, приходится иметь дело с брошенным автохламом.

Здравый смысл в виде вопроса «Как, черт побери, возраст и мощность влияют на стоимость ее утилизации!?» по умолчанию посылаются идеологами этого закона «лесом».
Но есть тут один нюанс. Одно дело – привычно «послать лесом» свой собственный электорат, и совершенно другое – попробовать аналогичным образом обойтись со странами-членами ВТО.
Очень может так случиться, что как только мы официально вляпаемся в ВТО, какая-нибудь европейская или, скажем, китайская фирмочка возьмет да и инициирует полноценное и тягомотное международное разбирательство на предмет соответствия нашего новоиспеченного «утилизационного законодательсва» духу и букве соглашений ВТО. Будет очень любопытно поглядеть как наши «пиджаки» будут вертеться, в цифрах и фактах обосновывая разницу стоимости утилизации между каким-нибудь Renault Logan 1,6 и VW Golf 2,0...