Заграница не поможет

Наблюдательный и много путешествующий по миру В.В.Путин недавно обратил внимание, что самая грандиозная разница между Россией и заграницей – в качестве дорог. У них они почему-то хорошие, у нас почему-то плохие.

И как только ВВП вновь стал президентом, сразу дал команду правительству разработать механизм привлечения иностранных компаний с «современными технологиями и управленческими компетенциями» для строительства автодорог. И хотя иностранцы дороги у нас и без него строят – на субподряде и в открытую, бодрясь компетенциями и радуя технологиями – получить от правительства легальный механизм привлечения инвестиций было бы интересно. Но надо быть готовым к тому, что чужие деньги подразумевают право иностранцев на долю в собственности, то есть дороги у нас получатся заграничными во всех смыслах.

Дороги у нас плохие потому, что есть правительство, Минтранс и Росавтодор. Это как с безопасностью дорожного движения — аварийность растет потому, что у нас такая ГАИ. А чтобы ситуацию изменить, Правительство придумало Федеральную целевую программу повышения этой самой безопасности в период 2006-2012 и поручило исполнить главному виновнику, т.е. ГАИ. Вполне логично, что искать причину иностранного отсутствия в дорожной сфере поручили тем, благодаря кому заграница нам все никак не может толком помочь. В результате изучения вопроса, правительство, благодаря Росавтодору, узнало, что во всем виновато оно само, поскольку в 1997 году издало постановление «в целях защиты внутреннего рынка страны от необоснованного применения новых материалов <...> и технологий». Это единственный случай в России, когда чиновники исполнили свой долг перед Родиной и защитили страну. А для закрепления успеха с тех пор на иностранцев налагается требование сертифицировать (за свой счет) и отдавать на экспертизу в Федеральный научно-технический центр сертификации все предполагаемые к использованию материалы и технологии. Пусть побегают по нашим кабинетам, если им так нужно. Да еще по разным, поскольку за итоговый комплект документов отвечают разные министерства и ведомства, вплоть до Минрегиона. Но если им удастся «пробить» свои технологии и материалы, то все равно запрещено самим выполнять и проект, и работы по нему. В России те, кто строит дорогу, обязаны работать по чужим чертежам.

В итоге мы имеем глубоко эшелонированную и грамотно продуманную защиту от хороших дорог. Их невозможно построить ни самим, ни с помощью иностранцев. Как полагают независимые эксперты, рекордные «откаты» нам удаются именно в дорожно-строительной сфере, где они составляют 50-90 процентов. Чтобы столько вывести из бюджета стройки, необходимо опускаться на самый низкий уровень рабочей квалификации гастарбайтеров, использовать некондиционные материалы и пренебрегать технологиями. Не случайно в Волгограде появился «Танцующий мост», а во Владивостоке часть дороги к вантовому мосту смыло первым же дождем.

Но официально считается, что слабость иностранцев — в декларируемой норме прибыли. В этом мы их обыгрываем всерьез, имея цифру в 600%, себе пишем 7%, в то время как иностранные компании ориентируются на рентабельность не ниже 18%, которые они наивно заявляют в тендере, после чего сразу проигрывают, поскольку по закону победа в битве за подряд у того, кто гарантирует самую низкую цену. А у наших все логично: привлекая кредиты под 12-15% в рублях и в 8-12% в валюте мы гарантированно получаем 7%.

Изменить ситуацию, преодолев выстроенную систему противодействия, наш президент не сможет. Силы не равны. «Свои» суперприбыли ему никто не отдаст. К тому же он замахивается на один из символов нашего национального самосознания, сформулированный Н.М.Карамзиным «В России две беды — дураки и дороги».

 P.S. Афоризм «В России две беды - дураки и дороги» приписывается кроме Карамзина, еще и Гоголю, Радищеву, Вяземскому, Салтыкову-Щедрину, Пушкину и Николаю I.