Держать и не пущать...

Новостные ленты давеча запестрели «горячими» заголовками, мол, в российской Госавтоинспекции зреет натуральная революция, «палки долой», и все такое... Господа, вы о чем? Палки, да будет вам известно, отменили лет десять назад.

И сделано это было при генерале Федорове, который еще в первой половине нулевых удачно пересел из ведомственного кресла в сенаторское и с тех пор плодотворно представляет в Парламенте интересы Карельской республики. Замечательный, надо сказать, человек. Но, видать, не доработал, так как вслед за ним, об отмене палочной системы заявлял и его преемник генерал Кирьянов, который нынче назначен аж целым замминистра МВД по безопасности на транспорте. Судя по должности, тоже большого ума чиновник, но и ему, как видно, эта проблема не далась. И вот, очередной заход: на том же поприще засветился уже третий глава Госавтоинспекции за последнее десятилетие, г-н Нилов.

И, как и все его предшественники, он в жесткой, приказно-циркулярной форме потребовал от подчиненных перестать гоняться за водителями и кошмарить их бесцельными, «профилактическими» остановками и заняться насущными проблемами, то есть с «пьянкой» иными тяжкими нарушениями ПДД. Простому люду в пору бы возрадоваться, ибо благоденствие не за горами. Ведь, исходя из генеральской инициативы, ДПС перестанет пугать автолюбителей, неожиданно возникая из сумрака, и дергать из третьего ряда, чтобы потом прикрываясь мифическим усилением, засунуть нос в салон и ехидно поинтересоваться событиями минувшего вечера, а будет ревностно следить за соблюдением ПДД на дороге и карать лишь тех, кто выказывает полное к ним пренебрежение. Нормальный еропейско-американский подход к контролю за дорожным движением. Иными словами, ура товарищи – счастье близко!

Или нет? В первых трех пунктах нового приказа черным по белому написано: практику бесцельных остановок прекратить, усилив контроль за аварийными участками автомобильных дорог, а также перестать оценивать работу личного состава ДПС по количественным показателям, читай, по протоколам. Логично было бы предположить, что эффективность службы в дальнейшем будет оцениваться по неким качественным показателям, как-то снижение аварийности на этих самых участках и быстрое «разруливание» заторов. Но нет, никакой альтернативы глава Госавтоинспекции не предложил, ибо его же коллеги (не менее высокопоставленные), в свое время, назвали такой критерий оценки «необъективным».

Мало того, в пятом положении внутриведомственный документ, по сути, противоречит сам себе, поскольку в нем предусмотрено проведение массовых облав заядлых «алкоголистов» и «кефирщиков». Напомним, что для их организации ГИБДД рассчитывает перекрывать целые улицы, «продувая» всех без разбора, что мягко говоря не вяжется с прекращением «практики бесцельных остановок». Для тех, кто в танке, поясню. Сколько «пьяных» будет на этой условной улице? Если в ход не пойдут подкрученные приборы и традиционные попытки «назначить» таковым выдохнувшего на 0,00001 промилле водителя, один-два человека. Максимум! Остальные же просто попадут по «горячую руку», если не все...

И что с ними делать потом? Спасибо-извините? А если кто-то за это время на самолет/поезд/пароход опоздает? Ведь «продуть под чек» два-три десятка человек – не полчаса, и даже не час. Кроме того, у каждого из «обследуемых» есть право на направление в стационар... Нет уж, дудки – автомобилист сейчас грамотный пошел, время свое ценит. Так что ждите господа хорошие массовых жалоб и заявлений с требованием дать правовую оценку действиям сотрудников и наказать виновных. Раз-два те отпишутся, потом просто прекратят рейды.

И теперь, попытаемся предположить, зачем был издан этот приказ? Во-первых, он стал своеобразным сборником циркуляров, выпущенных до этого, во-вторых, претворение в жизнь пятого пункта потребует разработки объемной внутриведомственной инструкции, которая, разумеется, будет воспринята ДПС, как очередная ненужная бумажка. Боюсь, ее даже руководители подразделений своим вниманием не удостоят. В третьих же, как руководство будет оценивать результаты этих облав? По количественному признаку разумеется, то есть по «палкам». И при этом спросите себя, давно ли вы видели живого регулировщика, который, «разруливал» бы «вставший» перекресток? Не спрятанную за рекламным щитом камеру, а гаишную машину со включенными маяками в месте, где поток регулярно и основательно превышает? Наконец, нормального, доброжелательного гаишника, желающего не «обилетить», но помочь? Я с этими явлениями не сталкивался уже лет пять-семь. И, боюсь, они уже давно в прошлом, так как принцип работы теперь уже полиции – не предотвратить, а покарать, а в скором времени, еще и посадить.

И лишь потому, что один юрист, сначала окружив себя «эффективными» непрофессионалами, с их же подачи придумал норму, а другие не менее эффективные профессионалы – претворяют его идеи в жизнь, кося всех без разбора, лишь потому, что инспектору показалось. Результаты этого менеджмента мы видим чуть ли не ежедневно. Кстати, касаемо последнего резонансного случая: судя по официальной информации, Марину Голуб вез таксист-нелегал, лишенный до этого прав за управление автомобилем в нетрезвом виде. Да, в ДТП он не виноват, виноват тот, что с 50-ю штрафами и десятком ДТП. Но не это ли качественный показатель эффективности работы ведомства, подконтрольного г-ну Нилову?