Генеральский юбилей

Настоящий «боевой» генерал Mitsubishi Pajero за 30 лет службы не превратился в кабинетную «крысу» и всегда готов задать жару на бездорожье. Пусть в сравнении с сослуживцами он архаичен, но не растерял боевой дух, что в его положении весьма ценно.

Тенденции в классе полноразмерных внедорожников сегодня таковы, что подавляющее большинство былых «вояк» сменило полевую форму на деловой костюм, а то и вовсе «кроссоверные» трико. Серьезных «проходимцев» осталось – по пальцам пересчитать, да и грубое железо в последнее время производители стали менять на «нежную» электронику. Ничего не поделаешь, рынок диктует.

Не сказать, что Mitsubishi Pajero на фоне конкурентов заметно выигрывает – полноразмерный японский внедорожник не блещет роскошью, качественными материалами и опциями, которые сегодня требует покупатель. Да и цена на него несколько завышена. Но, по крайне мере, он верен традициям, а это дорогого стоит. Как и 30-лет назад, его грубое полноприводное железо не испугается серьезного офроуда, и пока «электрифицированные» одноклассники будут оценивать обстановку, наш служивый ругаясь и бурча что-то себе под нос, медленно, но верно преодолеет спецучасток.

Конечно, он здорово изменился с момента своего дебюта (в 1976 году на Токийском автосалоне). То был концепт-кар легкого пляжного автомобиля, что японцы построили на лицензионной платформе Mitsubishi-Jeep, но так и не решились пустить в серию. В модельном ряду компании уже был военный аналог американского Jeep CJ, который компания производила для нужд сил самообороны Японии (согласно условиям капитуляции 1945 года, армии в ее классическом понимании японцы не имеют). А спустя пять лет «Mitsubishi» показала предсерийный вариант короткобазной «трехдверки» с цельнометаллическим кузовом (кстати, была версия и с мягким складным верхом, но она особой популярностью не пользовалась), которая уже через год поступила в продажу. Автомобилю полагался полный привод, передняя независимая подвеска, четыре движка на выбор два бензиновых и два дизельных, довольно богатый по тем временам набор опций, включающий даже электропривод сидений. Словом, автомобиль совершил настоящий переворот в классе, предложив утилитарный полноприводник с высоким уровнем комфорта.

Но небольшая вместительность «трехдверки» сильно ограничивала спрос. Женатые и с детьми не могли себе позволить пусть по всем статьям классный, но непрактичный автомобиль. Так что уже в 1983 году на рынке появилась «пятидверная» модификация Pajero. Более того, специально по заказу ООН японцы выпустили 9-местный внедорожник с бронированной крышей.

Второе поколение пришло на смену только через десять лет. И опять революция – на внедорожник стали устанавливать легендарную трансмиссию Super Select 4WD с межосевым дифференциалом. Плюс третий ряд сидений для «пятидверной» модификации и несколько новых движков. «Третий» Pajero лишился торсионки, неразрезного заднего моста, а рама была интегрирована в кузов, что дало 30-милиметровую прибавку в клиренсе и более низкий центр тяжести, а Super Select получила дифференциал с электронным управлением. С тех пор Pajero кардинально не меняли, подвергая, лишь, глубокому рестайлингу. Тем не менее спрос на внедорожник огромен, а на «вторичке» даже старые автомобили расхватывают как горячие пирожки.

Доподлинно неизвестно, что же помогло стать консервативному Pajero столь популярным как в кругах серьезных трофистов, так и среди семьянинов. Кто-то говорит, что все благодаря спортивным заслугам – Pajero единственный 12-кратный чемпион легендарного ралли «Париж-Дакар», а в 1998 году и вовсе занял весь призовой подиум. Другие считают грамотный пиар и приверженность традициям залогом успеха внедорожника. Но ясно одно – если Pajero до сих пор в строю, значит это кому-то надо. А плохой он или хороший это каждый сам решает.