Если жизнь удалась…

Увы, но роскошь этих автомобилей доступна в буквальном смысле единицам россиян. И тем не менее на минувшем Московском автосалоне-2012 у стенда «Lexus», как, впрочем, и у экспозиций других премиум-брендов, восхищенных посетителей было куда больше, чем у новинок бюджетных марок.

А в своем пятом поколении Lexus LS действительно, чертовски даже, хорош. И пусть владельцами его предыдущей генерации в 2011 году стали всего 259 человек, а до ноября 2012-го было продано и того меньше экземпляров — 132, представить широкой автомобильной общественности LS 2013 модельного года стоит хотя бы для того, чтобы оценить уровень и возможности лидеров мирового автопрома. И тяжело вздохнуть по поводу перспектив отечественного…

Линейка LS всегда выглядела достойно. Эти люксовые премиум-седаны, варьируясь по длине, приводу, силовым установкам, в чем-то уступая таким грандам, как Mercedes S-klasse, BMW 7-series, Audi A8, в первую очередь брали клиента сногсшибательной роскошью, подразумевающей в том числе не только материалы и качество отделки, но и такие детали, как уровень шума, вибраций, жесткость кузова. И надо сказать, что новый LS по этим и ряду других показателей уверенно обошел конкурентов. Описание многих из его новаций можно смело начинать словами «впервые в классе» или «лучший в сегменте». И даже если признать, что впервые появившаяся в линейке спортивная модель F Sport в чем-то явно не дотягивает до аналогов других марок, то и она имеет перед ними некоторые преимущества. Впрочем, обо всем по порядку…

Панъевропейский тест-драйв своей обновленной линейки LS японский автопроизводитель устроил в конце ноября во Франции (первая же полноценная премьера состоялась летом в Сан-Франциско, что понятно — это для именитого автостроителя из Страны восходящего солнца все-таки рынок номер один). И, замечу, кардинально сменивший облик (но не имидж!) автомобиль отлично вписался в антураж французской Ривьеры. Причем настолько, что вашему корреспонденту поначалу захотелось испытать не новые динамические характеристики новинки (хотя, забегая вперед, скажу, что LS-2013 превратился в по-настоящему драйверский автомобиль), а насладиться путешествием по Лазурному Берегу в качестве пассажира VIP-уровня. Тем более что эту машину все-таки чаще приобретают не для удовлетворения своих гонщицких амбиций, а ради вальяжного перемещения в пространстве на заднем правом сиденье, подчеркивая свой деловой и социальный статус. Так что с заднего дивана и начнем.

И пусть применительно к LS это уже давно стало общим местом, не подчеркнуть, что это самый тихий автомобиль в своем классе, просто невозможно. Производитель скромно заявляет, что седоки седана могут не повышая голоса вести беседу на скоростях до 100 км/ч. Кокетничают! Проходя на LS 460 на скорости 130–140 км/ч горный серпантин по дороге в Сен-Тропе при включенной в фоновом режиме «музыке» (аудиосистема объемного звучания Mark Levinson с 19 динамиками, одна из многочисленных фишек которой заключается в том, что задние пассажиры получают отменный пятиканальный звук, а не только идущий из задней части авто, как это обычно бывает) мы беседовали с водителем, не напрягая голосовых связок. Секрет прост — здесь использованы не просто звукоизоляционные, а звукоподавляющие материалы. Передняя панель, кожух двигателя, арки передних и задних колес, нижняя часть кузова, покрытие пола, оконные уплотнители и сервисные заглушки получили и шумоподавляющую структуру, и дополнительную изоляцию, и новые изоляционные материалы. Плюс сглаженные формы передней стойки и накладок на дверях, аэродинамические элементы в зеркалах… Впрочем, это лишь незначительная часть доработок, гарантирующих идеальную тишину, практически исключающих попадание в салон шума двигателя, дороги, встречных ветров.

А затем за дело берется, простите уж, но действительно самая совершенная в мире система климат-контроля, получившая у производителя название «климат-консьерж». Если коротко, то электроника автоматически создает наиболее комфортную среду во всех точках соприкосновения водителя и пассажиров с сиденьями, рулем, устанавливает оптимальную температуру воздуха, при этом максимально быстро согреет или охладит. И, разумеется, будет поддерживать выбранный режим (13 датчиков, 20 индивидуальных воздуховодов) во время всей поездки индивидуально для каждого седока. Причем нюансов в работе «консьержа» столько, что кажется, будто создание климатических удобств — наиглавнейшая задача этого транспортного средства.

Впрочем, это можно сказать о всех составляющих роскошного комфорта люксового седана. Он даже встречу своего хозяина превращает в индивидуальное иллюминируемое шоу. Светодиодная подсветка начинает работать при вашем приближении к авто. А затем, меняя цветовую гамму от тепло-белой через кремово-белую до раскаленно-белой, сопровождает ваши действия, ни на секунду не оставляя в темноте, от посадки до запуска автомобиля, плавно завершая свои «фейерверки» при начале движения. В этом процессе по совершенно замечательному алгоритму зажигаются-гаснут подсветка приборов, переключателей, часов, экран навигационной системы, дверные ручки и ниши для ног. И этот подход к системе освещения опять-таки чуть ли не лучший в мировом автопроме.

Ну а дальше — сущая «мелочовка». Нанотехнология очистки воздуха, основанная на работе отрицательно заряженных ионов диаметром от 20 до 50 мм, находящихся в молекулах воды. Суперфизиологичные сиденья с измененным дизайном, заботящиеся о ваших спине, ягодицах, бедрах, тазе и даже пятках (последнее — если говорить о заднем правом сиденье, оснащенном складной подпоркой для ног). Развлекательная система для пассажиров второго ряда с поддержкой Blu-ray.

Одним словом, в качестве заднего правого пассажира автор этих строк, владея серьезным бизнесом, «лишними» деньгами (от 4 275 000 рублей за стандартный заднеприводной LS 460 и до 6 270 000 за топовый LS 600h L) и озадаченный приобретением представительского авто, явно выбрал Lexus. Но как выглядит автомобиль с точки зрения тех, у кого, как говорится, бензин в крови и личный шофер иногда получает отгул? И вот тут имеются нюансы.

Lexus LS до сих пор не отличался особыми динамическими характеристиками, чем всегда и проигрывал европейским грандам. Однако пятое поколение круто меняет все. И дело даже не в кардинальном обновлении экстерьера, хотя от прежнего спокойствия тут не осталось и следа. Динамичная и даже хищная решетка радиатора с ходу предупреждает об агрессивной сущности нового LS, обещает улучшенную динамику, управляемость и отзывчивость. Она вместе с бампером чуть прижалась к земле, а задняя часть машины, наоборот, приподнялась — авто как бы застыло в низком старте с явным расчетом на победу в забеге.

Что ж, все шансы на это есть. Скажем, инженерам бренда удалось добиться коэффициента лобового сопротивления в 0,26 (один из лучших показателей в сегменте). Увеличилась жесткость кузова на кручение, что повысило устойчивость. Повысив жесткость опор рулевого управления, в компании добились более четкого отклика на руле. Была переработана многорычажная подвеска с новой пневмоподвеской, оснащенной системой изменения жесткости. И что в итоге?

Бритвенной управляемости LS, конечно, пока не добился. Но подобрался к ней настолько близко, насколько это вообще возможно, учитывая опыт и возможности тех же баварцев. Все модели, оснащенные системой изменения жесткости подвески, располагают пятью режимами движения — Eco, Comfort, Normal, Sport S и Sport S+. Понятно, что в условиях довольно непродолжительного теста все машины хотелось проверить в максимально боевом режиме.

Уже упоминавшийся горный серпантин на LS 460 L AWD (хорошо знакомый V8 объемом 4,6 л и мощностью 370 л.с.) мы проходили, повторимся, на скоростях до 140 км/ч. Крены кузова минимальны. Ответная реакция на первоначальное усилие на руле вполне адекватна, никаких подруливаний. При этом система изменения жесткости подвески автоматически снижает клиренс во время быстрой езды, придавая устойчивость. Причем если раньше эта система настраивала работу подвески для каждого колеса в отдельности, то сейчас она синхронно подавляет вибрации в продольной, поперечной и вертикальной плоскостях на всех четырех колесах — контроль сцепления с дорогой чуть ли не идеальный. И отдельная песня — тормоза. Сегодня такой электрогидравлической тормозной системой не может похвастаться никто из конкурентов. За распределение тормозных усилий отвечает электроника (она же его и контролирует), причем рабочий ход педали стал меньше, как была уменьшена и сила нажатия, прилагаемая водителем. Грубо говоря, человек только прикасается к педали, а машина сама решает, как тормозить. При этом «рулевой» получает отчетливый отклик на свои действия. Короче, серпантинный слалом если и доставил эмоции, то только положительные.

А вот вечернюю часть маршрута мы с коллегами преодолевали на LS 600h L (5-литровый восьмицилиндровый мотор мощностью 394 л.с.; с учетом двух электромоторов система в целом выдает 445 л.с.; максимальная скорость, ограниченная электроникой, — 250 км/ч). Автомобиль в две с половиной тонны весом не провоцирует на динамичную езду, хотя уверенно ускоряется во всем диапазоне. При этом во время разгона он заметно тише «четырехсотшестидесятого», а на холостом ходу, когда бензиновый мотор отключается, тишина наступает абсолютная. Порадовала и такая новая для Lexus опция, как шторки дальнего света (предлагается для модификаций с функцией адаптивного переключения головного освещения). Во время езды с дальним светом фар автомобиль распознает приближающуюся машину и, не выключая полностью дальний, приглушает, «зашторивает» ту часть пространства, по которой едет встречная, не ослепляя водителя.

Но, конечно, гвоздем сезона стал пакет F Sport. От собратьев по линейке эту спецификацию, предназначенную и для модели V8 с бензиновым двигателем, и для полногибридных моделей, отличают пониженный на 10 мм клиренс, эксклюзивное оформление радиаторной решетки, обоих бамперов, 19-дюймовые легкосплавные диски и соответствующая эмблема. Внутри вполне спортивные передние сиденья, отделанные перфорированной кожей, обтянутый кожей руль с подрулевыми лепестками переключения передач, алюминиевые декорирующие элементы. Самой «злобной» здесь является заднеприводная модель LS 460 F Sport. В режиме Sport S+ под басовитое рычание, издаваемое генератором звука, по пути из Канн в Ниццу мы легко «разорвали» с пяток спортивных авто, не желающих уступать дорогу без боя. И если не считать некоторой нехватки крутящего момента на низах, привычного у европейских конкурентов, автомобиль не разочаровал. Руль, возможно, и вяловат (опять же — с чем сравнивать), но драйверские амбиции однозначно поддержит. Как и 6-поршневые передние суппорты от «Brembo». А используемая только на полногибридных моделях F Sport система активных стабилизаторов сочетает низкую посадку и комфорт с улучшенным контролем и точностью рулевого управления на высоких скоростях. Впрочем, LS F Sport в любом варианте крайне устойчив и точен на дороге. При этом даже при самых жестких настройках двигателя, усилителя руля и подвески, автомобиль остается по-лексусовски комфортным.

…И подводя итоги, можно предположить, что с появлением пятого поколения LS бренд не только не растеряет своих приверженцев, но и явно получит новых адептов.