Гибрид будет жить

В течение нынешнего календарного года гибриды и электромобили терпели одно поражение за другим, то и дело теряя в спросе. Многие эксперты даже поспешили объявить о безвременной кончине «зеленой концепции», но производители их мнения не разделяют.

В очередной раз об этом было заявлено во время автошоу в Лос-Анджелесе, в ходе которого, напомним, американцам были показаны FIAT 500e, Chevrolet Spark EV, концептуальный BMW i3 и Smart EV.

Дело в том, что над автомобильными компаниями висит не только «Евро», но и принятый в 2009-м американский CAFE, предполагающий поэтапное, но обязательное для всех снижение среднего потребления топлива. А точнее — увеличение пробега на одном галлоне топлива.

По сути, до появления CAFE электро и гибридомобили были прихотью, инициативой, исходившей от самих автопромышленников, поддержанной властями некоторых американских штатов (принявших на вооружение специфический подход к налогообложению). Однако с принятием закона, «зеленые» технологии оказались необходимостью, которая позволила бы машинам с ДВС вписаться в установленные нормы. По большому счету, об этом и было сказано в Лос-Анджелесе.

Несмотря на довольно болезненное снижение спроса на подобные автомобили, сворачивать свои «зеленые» программы никто не собирается. В частности, в беседе с корреспондентом издания «Automotive News» директор по продажам «Chrysler» назвал ее неизбежной, мол, CAFE ведет к тому, что некоторые формы электрификации появятся у всех без исключения производителей, представленных на рынке. Глава американского подразделения «Nissan» при этом был более категоричным и заявил, что показатель 54,5 миль на галлон без альтернативных силовых установок попросту недостижим. Его же начальник Карлос Гон выразил уверенность, что, несмотря на падение спроса на Leaf, потенциал модели все равно остается очень высоким и цель в полмиллиона проданных за год машин (по всему миру) вполне достижима.

Однако, стоит заметить, что речи автомобильных топ-менеджеров далеко не так радостны, как раньше, теперь их выказывания, так сказать, сдержанно оптимистичны. Дело в том, что факторов, мешающих полноценному развитию электромобилей и гибридов до сих пор более чем достаточно. Среди них конструктивная и производственная сложность, отсутствие компактных и емких батарей, стоимость, которую, продавая по 2-3 тысячи машин, естественно, не снизить. И, разумеется, запас хода.

На сегодняшний день он катастрофически мал. Впрочем, то, что 75-километрового радиуса действия для современного авто недостаточно признают все, в том числе и в «Nissan». Там признают, что реальный интерес тот же Leaf у клиентов вызовет лишь тогда, когда его запас хода увеличится хотя бы до полутора сотен километров. Впрочем, в автопроме не исключают и альтернативного развития событий, согласно которому приоритеты в экологически чистом автомобилестроении сместятся в сторону водородных программ, над которыми сегодня работают и в «Toyota», и в BMW, и в «Mercedes».