23866

Вымогать, избивать, красть

В ушедшем году российская ГАИ поставила рекорд коррупционных скандалов
Интернет-портал «АвтоВзгляд» весь минувший год пристально следил за скандалами, связанными с высокопоставленными российскими чиновниками от ГАИ. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию печальные итоги наших наблюдений.
Изображение Вымогать, избивать, красть

Минувший год выдался для главного гаишника всея Руси генерала Нилова не по погоде жарким. Сразу девять высоких гаишных чинов и с пяток придорожных полицейских рангом помельче (а уж простых инспекторов — без счета) оказались замешаны в громких скандалах, причем большинство из них лишились своих кресел, а некоторые переехали на нары.

Сначала «взяли» начальника ГИБДД Рязанской области Александра Алфосова. Следствие подозревает его в торговле «красивыми» номерами и возбудило против полковника уголовное дело о получении взятки (до 12 лет лагерей). Заодно с начальником шить варежки отправятся и насколько его присных. Их обвиняют в вымогательстве и получении взятки группой лиц по предварительному сговору (один драл с подчиненных по 50 000 рублей ежемесячно, набрав в сумме 900 000 «деревянных»; другой заставлял сотрудников принимать экзамены у кандидатов в водители за деньги; третий требовал от ряда сотрудников управления с учетом занимаемых ими должностей передавать Алфосову ежемесячно по 100 000 рублей и дорогостоящие подарки). Позже Алфосову инкриминировали и использование фальшивого диплома кандидата экономических наук в корыстных, так сказать, целях. Дополнительные выплаты за липовую степень принесли ему 13 000 рублей. Эта сумма прибавилась к без малого 2 млн рублям, фигурирующим в коррупционных делах, возбужденных в отношении этого экс-гаишника. Подозреваемые по делу до сих пор находятся в СИЗО.

Практически одновременно разгорелся гаишный скандал в Пермском крае. Там кресла лишился начальник ГИБДД города Березняки Алексей Лузин. Этот погорел за недосмотр — один из его сотрудников попался на взятке в 30 000 рублей, которую получил за торговлю «правами». Следствие подозревает, что без дележки с начальником не обошлось, и вряд ли случай был единичным.

Дела семейные

Следующим по подозрению в хищениях был уволен из органов начальник Омского областного ГИБДД Сергей Дмитриевский. В данном случае жадность (патологическая, похоже, у всех стражей дорожного порядка) фраера сгубила: сгорел на мелочовке — заправлял личное авто и машину жены за казенный счет, причинив ущерб казне на сумму свыше 70 000 рублей.

А тут и новое разоблачение подоспело. На сей раз в нечистоплотности был уличен главный придорожный полицейский Тверской области Валерий Кучерявых. И его подвели семейные узы и неизбывная гайцовская тяга к легким левым деньгам.

По версии следствия, уточняла в свое время прокуратура, с января 2011 года Кучерявых требовал от своих подчиненных ежесуточно составлять и передавать представителям ООО «Воск-АВТО», директором и единственным учредителем которого является его жена, протоколы о задержании транспортных средств за правонарушения в области дорожного движения. В соответствии с предъявленными протоколами, составленными при отсутствии законных оснований, из бюджета Тверской области ООО «Воск-АВТО» выделялись субсидии на обеспечение работы штрафной стоянки, принадлежащей компании. Таким образом, бюджету Тверской области причинен ущерб на сумму более 5 млн рублей...

Между тем г-н Кучерявых всегда был на хорошем счету в ГУ ОБДД МВД РФ. Впрочем, и рязанский «оборотень» был направлен сюда из Подмосковья, где тоже пользовался уважением руководства. Да и омский начальник занимал свое кресло долгие годы, не имея нареканий. Но череда коррупционных дел с высоким гаишным руководством ясно показывает, насколь прогнило ведомство в целом. А также то, что никакая реформа МВД придорожных ее представителей не коснулась никаким боком. Впрочем, судите сами.

За цифры и буквы

Затем «героем дня» стал начальник УГИБДД УМВД России по Кировской области Александр Усцов. Полковник сбил велосипедиста и, как водится, пытался уйти от ответственности. По крайней мере, пресс-служба УМВД России по Кировской области сразу после ЧП сообщила, что велосипедист сам выехал на встречную полосу и попал под колеса машины. Прокуратура, однако, придерживается иного мнения и держит ход расследования под контролем.

Правда, к моменту неосторожного убийства (велосипедист получил закрытую черепно-мозговую травму, повлекшую его смерть) Усцов уже не служил в органах. Пребывал на пенсии. Хотя на заслуженный отдых ушел не по своей воле. Хлебную должность ему пришлось оставить после того, как он попался при получении 10 000 рублей за выдачу блатного государственного регистрационного номера автомобиля, содержащего идентичные буквенные обозначения ТТТ. Возбужденное в январе минувшего года дело еще не закончено, а тут и второе подоспело…

А за Усцовым во взяточничестве в крупных размерах обвинили начальника УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю Сергея Уханова. Сейчас ему инкриминируют получение денег и ценных вещей на сумму в 270 000 рублей. Их он, как и его кировский коллега, получал за выдачу все тех же блатных номеров. Любопытно, что, во-первых, эту немалую сумму служивый «заработал» в весьма сжатые сроки — с июня по июль ушедшего года, и, во-вторых, ловило мздоимца такое серьезное ведомство, как ФСБ. У других правоохранительных структур руки оказались коротки. Видимо, за 11 лет службы в ГИБДД и руководстве тылом Западно-Сибирского УВД на транспорте Уханов оброс таким связями и покровителями, что иначе как силами госбезопасности его было и не остановить.

Очередную тяжелую утрату российская придорожная полиция понесла в лице заместителя начальника ГИБДД Башкирии Гарея Уелданова. Этот попался на взятке в 25 000 рублей (полковник обещал одному уфимцу получить для его «ВАЗ-2108» «красивый» номер с цифрами 888). Сейчас в его отношении возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ, и если в ходе следствия вину подозреваемого докажут — прощай, погоны, здравствуй, срок.

Но, даже если очередной взяточник будет наказан, вопросы все равно останутся. Как-то с трудом верится, что о делишках второго человека в республиканской ГАИ не мог не знать его непосредственный начальник. Боже упаси нас подумать, что он был в доле, но где же контроль над кадрами? И как должен был в данной ситуации поступить министр внутренних дел Башкирии, коли, согласно новым веяниям в МВД России, за проступок подчиненного в первую очередь спрашивают с начальника? Вплоть до его увольнения? Любопытно: этот принцип вертикальной ответственности, практикуемый ныне в органах с подачи министра Колокольцева, распространяется на ГИБДД — или эта служба по-прежнему остается неприкасаемой? К тому же если говорить о делах башкирских придорожных полицейских, то они совсем плохи. Перед Уелдановым отличился бывший начальник ДПС ГИБДД башкирского МВД Ильдус Яруллин, опубликовав открытое письмо президенту республики. В нем Яруллин утверждает, что начальник республиканской полиции — заместитель министра внутренних дел Башкирии генерал-майор полиции Александр Овчинников — «настойчиво попросил» его отремонтировать свой дом в Уфе. Причем «в подкрепление» этих просьб Овчинников инспирировал необоснованные придирки к полку ДПС. В конце концов, Яруллин якобы был вынужден оплатить ремонт недвижимости начальника из собственных средств. После этого, по утверждению Яруллина, ему пришлось также за счет семейного бюджета построить начальнику баню и пробурить для нее водяную скважину. Характерно, однако, то, что открытое письмо родилось у экс-гаишника спустя пару дней после того, как против него возбудили уголовное дело! Следствие подозревает дэпээсника в незаконном получении звания ветерана боевых действий и получении сопутствующих выплат.

Все под контролем?

Одним словом, вор на воре и вором погоняет. И возникает резонный вопрос: а как на руководящих гаишных должностях оказались проходимцы? Вряд ли в ГУ ОБДД МВД РФ плохо налажена кадровая работа (а руководители такого уровня без согласия главка не назначаются). Просто честных и принципиальных людей в службе, основная задача которой — любыми способами набивать собственные карманы, вообще не осталось. И никакая реформация ей не поможет. Ведомство надо разгонять полностью и создавать с нуля на совершенно иных принципах работы.

Впрочем, не одной только избыточной любовью к длинному рублю славятся отечественные стражи дорожного порядка. Иногда с их участием разыгрываются такие криминальные сюжеты, что Донцова с Марининой отдыхают. И вот очередной тому пример.

В начале мая минувшего года старший сын начальника ГИБДД Адыгеи полковника Алия Чиназирова, участвуя на Toyota Camry в стритрейсерских гонках по улицам Майкопа, на огромной скорости (по некоторым данным — 130 км/ч) врезался в вазовскую «шестерку». Ее водитель и пассажир погибли.

Меры были приняты немедленно. Например, с места, где стартовали гонки, внезапно исчезли камеры наблюдения. Сама авария долгое время держалась в строжайшем секрете и прошла только по сводкам для внутреннего пользования. При этом вину погибших парней озвучили еще до проведения всех необходимых экспертиз. А дальше закрутилась совсем уж детективная история…

Родственники погибших, понимая, как отечественное правосудие относится к любым «шалостям» родственников властей предержащих, немедленно начали собственное расследование обстоятельств трагедии, не дожидаясь, пока коллеги высокопоставленного полицейского окончательно и бесповоротно заметут следы и запутают дело. И выяснили прелюбопытнейший факт. По их версии, главный придорожный полицейский республики умудрился поменять… сыновей! (Что, кстати сказать, сделать было довольно легко, если учесть, что на место ДТП немедленно примчались чуть ли не все оперативные службы города.) Старшего сына Ахмеда — на младшего Асхада! Якобы именно он был за рулем «японки» в роковую ночь. «Чейндж» нужен был для того, чтобы не ломать карьеру Ахмеда, так же, как и отца, служащего в местной полиции.

В подтверждение своей версии мать одного из погибших утверждает, что в больнице сейчас находится именно Ахмед (госпитализированный именно в ту ночь), а у Асхада и царапинки нет. И это учитывая тот факт, что «шестерку» буквально разорвало на части, да и иномарка находится в плачевном состоянии.

И версия убитых горем родных молодых людей (одному было 16, второму — 19 лет) выглядела бы вполне фантастической, если бы мы не знали реалий нашей жизни, когда в ходе расследования тех или иных дел — даже резонансных — черное в руках умелых следователей легко становится белым и наоборот. Это заявление было приобщено к материалам дела. Правда, чем закончилась его проверка, до сих пор неизвестно.

Но в этой истории важен и другой аспект. Поведение собственно полковника Чиназирова. В любой цивилизованной стране скандал подобного рода однозначно заставил бы высокопоставленного чиновника подать в отставку. Хотя бы за то, что, стоя на страже законов — пусть и дорожных, — фактически попустительствовал их нарушению своим чадом. А значит, не имеет моральной основы требовать уважения к существующим нормам права от других граждан. Но в России, «родине слонов», все не как у людей. Полковник, спустя без малого месяц после случившегося, лишь подал рапорт о предоставлении внеочередного отпуска. Мол, «принятое мною решение будет способствовать прекращению всех попыток обвинить меня во вмешательстве в ход расследования уголовного дела». То есть три недели (самые важные в любом расследовании) полицейского подобные «наветы» не беспокоили. Можно ли перевести его слова как «мавр сделал свое дело, мавр может уйти»? Короче говоря, Алий Казбекович по-прежнему руководит республиканской ГАИ…

Как и его коллега, возглавляющий ГАИ Свердловской области Юрий Демин. Этого начальника в конце лета заместитель генерального прокурора страны потребовал уволить (случай беспрецедентный!), мотивировав требование тем, что в области ктастрофически увеличилось число ДТП.

Однако у полковника нашлись, похоже, знатные покровители. Иначе как объяснить тот факт, что на его защиту встал главный свердловский полицейский — начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин, заявивший, что не имеет смысла снимать начальников придорожной полиции после резонансных ДТП. Свердловсих блюстителей порядка не смутило даже обещание прокуратуры обратиться к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, чтобы именно он решал судьбу г-на Демина. И, кстати сказать, министра, похоже, и не побеспокоили, судя по тому, что Демин по-прежнему на боевом посту. И как тут не вспомнить, что это не первый скандал, связанный с Деминым. В 2009 году он ударил журналиста екатеринбургского новостного онлайн-ресурса во время проходившей в городе акции протеста автомобилистов. Кадры той расправы обошли все телеканалы, но бравый (тогда еще — милицейский) начальник не понес никакого наказания.

Хотя, возможно, в истрии с прокуратурой помогли не только связи, но и сам Господь. По крайней мере, после проведенного по инициативе полковника молебна на аварийных трассах области, прокурорские отступились. Хотя на жертвах среди гаишного населения области и настояли.

Стало известно, что должности лишился начальник отдела ГАИ Верхней Пышмы Игорь Пращук. Сейчас в отношении него проводится служебная проверка. Любопытно, что ему предъявили те же самые обвинения, что и Демину! Мол, господин хороший, слишком много аварий на подведомственной твоим заботам территории. И где, спрашивается, логика? То есть местечкового начальника, не принимающего достаточных мер по организации работы своего подразделения и снижения аварийности на обслуживаемой территории, снимать с должности можно. А полицейского чина областного масштаба за те же самые «недоработки» (но уже в рамках одного из крупнейших регионов страны) — нет? И как тут опять не вспомнить провозглашенную новым главой МВД политику, при которой за любые серьезные просчеты подчиненного персональную ответственность должен нести и его начальник?... Да все очень просто и вопросы, заданные выше, не риторические. Просто политика двойных стандартов в российском полицейском ведомстве (впрочем, как и во всей российской внутренней политике и практике) продолжает жить и процветать. Что самым непосредственным образом сказывается на простых людях, которые продолжают умирать и получать увечья. В том числе и на дорогах, попечительствуемых господином Деминым…

Трешник вместо десятки

Любопытно, что суд до сих пор не дал оценки действиям перечисленных господ. Пожалуй, только одного высокопоставленного фигуранта громких гаишных дел осудили в прошлом году. Им стал печально знаменитый циничным избиением сначала женщины, а затем стритрейсера полковник Лысенко, долгие годы возглавлявший ГАИ Приморского края. Советский суд Владивостока приговорил его к 3 годам лишения свободы условно (!) с испытательным сроком на 2 года. И это при том, что хулигану в погонах вполне можно было предъявить статью «превышение должностных полномочий» — до 10 лет лишения свободы.

…Одним словом, в минувшем году практически каждый 9-й начальник региональных управлений ГИБДД оказался «оборотнем». Они воровали, вымогали, покрывали, избивали, не контролировали и использовали служебное положение в личных целях. Понятно, что представляет собой рядовой состав автоинспекции в этих областях, краях и весях под таким-то руководством. Но, что любопытно, в Министерстве внутренних дел как будто не замечают, насколько прогнила ГИБДД, если даже на руководящий его состав уголовные дела льются как из рога изобилия. И в связи с этим уже глупо спрашивать, насколько компетентно руководство ГУ ОБДД МВД РФ, если вместо него за чистотой рядов автополиции следит только Следственный комитет. И сколько еще начальников различных подразделений ГАИ нужно будет уволить по компрометирующим обстоятельствам, чтобы власти страны наконец поняли, что же это за монстр такой — российская автоинспекция…