«Hyundai» прокатили. В суде

Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении жалобы «Хендэ Мотор СНГ» и оставил в силе решение суда первой инстанции, занявшего в споре сторону группы компаний «Модус».

История с иском ООО «Модус Новороссийск» получила продолжение: российский дистрибьютор марки «Hyundai» — компания «Хендэ Мотор СНГ» вновь проиграла суд и теперь, по всей видимости, будет вынуждена подписать договор со свежеиспеченным новороссийским дилером.

Если вкратце изложить суть проблемы, то она заключалась в следующем: пару лет назад стороны подписали протокол о намерениях, согласно которому будущий дилер обязуется построить и оснастить в соответствии со всеми корпоративными стандартами новый дилерский центр, а представитель производителя соответственно заключить необходимый для функционирования оного дилерский договор. Стандартная схема, по которой работают все дистрибьюторы и продавцы новых автомобилей в нашей стране. И ничего сложного в ее реализации в общем-то не было. Тем не менее, как утверждают истец и стоящая за ним группа компаний «Модус», «Хендэ Мотор СНГ» то ли передумала, то ли осталась чем-то недовольна, но в итоге принимать шоу-рум и подписывать соглашение отказалась. Притом никаких доводов или причин, поспособствовавших этому решению, озвучено не было.

В результате после того, как представители корейской компании 10 месяцев тянули резину, подспудно вставляя палки в колеса другим входящим в вышеозначенную группу компаниям, так и не обретшая официальный статус контора отправилась в суд.

Как следует из коммюнике истца, ситуацию с неисполнением протокола о намерениях в Новороссийске он считает продолжением политики давления на принципиального дилера, а позиция «Хендэ Мотор СНГ», пытавшегося отрицать факт единообразия всех заключаемых с дилерами договоров, вызывает недоумение и не может быть объяснена ничем иным, кроме как стремлением продемонстрировать свое доминирование по отношению к российским партнерам и пренебрежительным отношением к своим обязательствам.

С этим все понятно, тут интересно другое: впервые в российской истории подобная тяжба закончилась победой дилера. В сентябре своим решением Арбитражный суд города Москвы обязал «Хендэ Мотор СНГ» исполнить принятые на себя обязательства — заключить дилерский договор сроком не менее 7 лет, а также возместить понесенные истцом убытки. Разумеется, мириться с этим решением корейцы не стали, подали апелляцию. И 14 января на повторном заседании суд снова принял сторону «Модуса».

Тут, казалось бы, и сказочке конец, но представитель компании «Модус» Дмитрий Горин так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Наша компания испытывает серьезное давление со стороны данного дистрибьютора. В частности, это выражалось в дискриминационном квотировании (распределении) автомобилей в 2012 году — в несколько раз меньше, чем другим дилерам, работающим в тех же регионах. Также «Хендэ Мотор СНГ» открывает прямых конкурентов фактически в соседних зданиях с существующими дилерскими центрами «Hyundai» компании «Модус». В связи с этим мы намерены продолжать активную защиту своих прав и готовим исковые заявления с требованиями по иным основаниям».

Другими словами, война эта будет продолжена. И не факт, что дилер выйдет из нее победителем. Однако нам с вами, обычным покупателям, выгоднее был бы иной вариант развития событий. Если бы, положим, такая история развивалась где-нибудь в Западной Европе (что, конечно, вряд ли), производитель тут же получил бы на орехи.

Точнее — «по орехам». По сравнению с нашими местные дилеры жили чуть ли не в каменном веке: чуть что — дистрибьютор виноват, а продавец белый и пушистый. Хочешь торговать под собственной вывеской — пожалуйста, шоу-рум на первом этаже жилого дома, а сервисная зона на заднем дворе. Без проблем... Практику мультибренда в отсталой Европе и вовсе запретят только с 1 июня, да и то в декларативном порядке, закрепив за производителем право настаивать на монобрендовом построении дилерской сети. И что-то не верится, что в условиях жесткого клиентского кризиса последние будут спешить воспользоваться этим правом.

В России подобных законов нет, но все давно работают по обратному принципу: дистрибьютор — все, дилер — ничто. Из мультибрендовых салонов на «первой линии» остались лишь шоу-румы «Jaguar» и «Land Rover», но на их объединении, как известно, производитель как раз настаивает. И вряд ли после этой истории что-то изменится...