Воровать — так по-честному!

Из миллиардов бюджетных денег, уходящих на строительство дорог в стране, тем или иным способом разворовывается, по некоторым оценкам, до 90%. Но объявленный президентом страны новый крестовый поход на коррупцию (а скорее всего — патологическое стремление разворовать Россию дотла) заставляет заинтересованных лиц придумывать новые схемы освоения бюджетных средств.

На днях стало известно о рождении новой федеральной программы под громким названием «Инновационные дороги». За 100 млрд. рублей, выделенных на прожект, Россия должна получить современные автотрассы в самом ближайшем будущем. С учетом того, что на строительство-ремонт-реконструкцию российских направлений до 2020 года будет потрачено более 8 трлн. рублей, сумма, конечно, невеликая. И ничего не решающая, если учесть, что, например, строительство только одного участка скоростной автотрассы Москва — Санкт-Петербург длиной около 43 км обойдется стране более чем в 50 млрд. рублей (суммарные затраты на один километр — примерно 1,2 млрд. рублей).

Но самое любопытное, что на выделенные 100 млрд. и строить толком ничего не будут! В основном деньги пойдут на разработку концепции проекта, подготовку технических заданий, проведение конкурса на лучшие проекты по заданной теме. По его результатам (и на оставшиеся деньги) победители получат право реализовать свои разработки на трех площадках — на участках дорог в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. А победит тот, кто сумеет предложить решение, повышающее долговечность дорог в три-пять раз. Зачем, правда, выделять на это миллиарды, если все секреты строительства хороших магистралей, без существенного ремонта справляющихся с обязанностями десятилетия, известны и в Европе, и в США, и в Китае. Может, стоит, как в начале прошлого года и требовал президент Путин, пригласить иностранных строителей с их техникой и технологией и не городить огород на пустом месте? Да и в нефтедобывающих регионах нашей страны давно имеются специалисты, возводящие там трассы такого качества, прочности и долговечности, что иностранные автобаны отдыхают. Правда, тогда структурам, близким к Минэкономразвития, Роснано, Федеральному дорожному агентству, правительствам Москвы, Татарстана и Рязанской области — ведомствам, ответственным за этот прожект, — и пилить будет нечего.

Между тем цинизм, с которым из бюджета уводятся совсем не лишние денежки, поражает. Так, инициаторы действа заявляют, что исключительно в рамках «Инновационных дорог» можно разработать современные дорожные стандарты, включая стандарты для дорожного покрытия, после чего наши магистрали будут отличаться долговечностью, надежным сцеплением, а также защищать от воды и химических противогололедных реагентов. Сейчас, подчеркивают эти люди, «мы строим по стандартам 60-х годов, когда полотно рассчитывалось на 5-тонные грузовики. Но в настоящее время по дорогам страны колесят уже 40-тонные фуры». И мало того что случилось открытие Америки. По сути, поборники «Инновационных дорог» заявляют, что идущие ныне в стране строительство (в том числе трассы Москва — Питер, дорогущих сочинских магистралей) и реконструкция (например, трассы «Дон», ЦКАД) попросту бессмысленны, так как ведутся по древнейшим технологиям и нормам. Тогда куда смотрели Минтранс, Росавтодор, различные надзирающие и контролирующие инстанции? И где эти «Инновационные дороги» были раньше, чего ждали?

…Спору нет. Строим мы пока не очень хорошо, хотя прекрасно знаем (и, замечу, без всяких хитро выгнутых инновационных умников), как надо. И в этом смысле новый проект крайне показателен. Сто миллиардов в его рамках, конечно, освоят и даже громко отчитаются. Но ездить мы будем все по тем же дорогам…