Нас все-таки имеют

Результаты, продемонстрированные отечественным авторынком в прошлом году, уже, казалось бы, никому не интересны, их проанализировали все кому не лень. Кроме Ernst & Young, которая, впрочем, взялась не за количественную, а финансовую составляющую.

Мнению аудиторской компании Ernst & Young, как известно, принято доверять. Не факт, конечно, что некоторые ее исследования не могут быть ангажированными, но когда речь идет о глобальных вещах вроде оценки стоимости авторынка, о какой-либо предвзятости речи идти не может, ибо портрет типичного выгодоприобретателя в таком случае выглядит слишком уж размытым. Да и вряд ли кому-то придет в голову платить за то, что не принесет практической пользы… Тем не менее некоторым аналитикам посмотреть на эти цифры будет очень даже полезно, поскольку они дают представление о том, сколько-де мы в итоге переплачиваем.

Главная мысль, прозвучавшая из уст тех, кто вызвался подводить итоги года, — ожидание периода относительной стабильности: мол, это тоже должно быть очень круто. Даже круче, чем постоянный рост, так как стабильность даст понимание того, правильно ли развивается российский авторынок. Грубо говоря, ближайшие годы дадут понять, той ли мы идем дорогой. Однако, если исходить из цифр, озвученных Ernst & Young, дорога эта не такая уж и правильная: как подсчитали в компании, в финансовом плане автомобильный рынок России вырос на 21,9 процента — до 2,33 триллиона рублей ($ 77 млрд.).

Иными словами, за каждый процент роста количественного отечественные клиенты расплатились двумя процентами роста денежного, то есть динамика стоимости авторынка вдвое обогнала его реальный рост.

О чем это говорит? Об инфляции? О том, что мы стали больше тратить денег на отдельно взятый автомобиль? Или все-таки о том, что производители продолжают необоснованно задирать розничные цены, пытаясь хоть как-то компенсировать убытки в Европе?..

Первые два пункта, разумеется, тоже вполне справедливы, тем не менее стоит отметить, что 2012 год стал первым полноценным сезоном для Hyundai Solaris и KIA Rio, что рост в нижних (читай, наиболее бюджетных) сегментах рынка значительно обгоняет рост в верхних классах, а также то, что в прошлом году все без исключения автомобильные компании как минимум единожды пересматривали прайс-листы, причем не в сторону понижения, как вы понимаете. В конце концов, невозможно игнорировать и тот факт, что наш рынок переоценен в среднем на 15–20%, о чем в приватных беседах говорят даже топ-менеджеры автомобильных компаний (но никогда не подтвердят это официально). В итоге стоимость средневзвешенной машины выросла на 10% и составила 793 600 рублей, мало того, в отдельно взятом декабре она увеличилась до 818 600 рублей. Такой скачок — явление временное, но, учитывая очередной случившийся в первых числах января пересмотр прайсов, полноценного отката уже не случится, и в первом полугодии 2013-го мы станем платить еще больше. И так будет вплоть до нового повышения цен…