«Alfa Romeo»: пытки преображения

Глава FIAT, судя по всему, хочет казаться столь же харизматичным, как Сильвио Берлускони. Другое дело, что много говорить для этого, мягко говоря, недостаточно, нужно еще что-то делать, однако с реальными делами у Серджио Маркионне пока не ладится.

Только за последние два года синьор Маркионне обнародовал с полдюжины планов по спасению как всей группы FIAT целиком, так и каждой входящей в нее марки. Новые модели, концепции, подходы, платформы… Иной раз казалось, что менеджер решил совершить индустриальную революцию. Вот только дальше слов дело как-то не движется.

Единственный отчасти завершенный им глобальный проект — покупка «Chrysler». Когда сделка свершилась, Маркионне без устали твердил, что теперь итальянцы заживут, ибо американский рынок — современный Клондайк. Но в Штатах их, как водится, не ждали. В том числе и подшефный «Chrysler», который к этому моменту потихоньку разобрался с долгами и теперь пребывает в спокойном ожидании кончины старшего партнера, сулящей ему очередную порцию независимости. И если шеф группы не перейдет от слов к делу, именно так все и случится, однако синьор Маркионе пока предпочитает лишь упражняться с голосовыми связками.

В этот раз под горячий начальственный язык попала многострадальная «Alfa Romeo», о былом величии которой ныне помнят лишь энтузиасты да сами «фиатовцы». Но суть не в этом: Маркионне подтвердил, что планирует запуск собственного компактного кроссовера, который позволит этой марке преобразоваться в нормальный люксовый бренд и навязать конкуренцию целой «Audi»…

Тут, правда, вот какая закавыка. В отличие от «Audi», у которой в каждом сегменте есть чуть ли не по два-три автомобиля, модельный ряд у «Альфы», мягко говоря, короткий. Выразимся точнее: его нет вообще. С одной стороны, кроссовер итальянцам придется в самый раз, ибо поднимет клиентский интерес, а ко всему прочему позволит еще и простаивающие производства загрузить. Но с другой — чтобы конкурировать с одним из самых сильных премиальных брендов, одного кроссовера не хватит, даже если присовокупить к нему грядущий спорткар 4С. Еще один немаловажный момент — платформа. Ее как не было, так и нет…

В общем, реальных предпосылок к тому, что эти планы станут явью, не так уж и много. Достаточно сказать, что концептуальный SUV Alfa Romeo появился на свет еще в 2003 году, и с тех пор в серийный автомобиль он так и не преобразился. Кроме того, Маркионне, повторимся, до сих пор так и не довел до конца ни одной стратегической программы. В частности, в 2004-м он обещал увеличить продажи бренда до 300 тысяч в год, после чего — в 2007-м — заявил, что поставленная цель будет достигнута к 2010-му… Теперь уже очевидно, что менеджер провалит и текущий краткосрочный план, исходя из которого реализация марки в 2013 году должна составить 400 тысяч экземпляров. По оценкам экспертов, к заявленным нормативам (примерно 230 тысяч реализованных авто) компания приблизится лишь к 2016 году, да и то в самом лучшем случае. То есть при условии, что дилеры смогут отвоевать часть клиентов не только у «Audi», но и у «Mercedes», и у BMW. Но сделать это будет возможно лишь в том случае, если в распоряжении «Alfa Romeo» появятся не только новые платформы и автомобили, но и полноценный и достаточно сильный модельный ряд.