ГИБДД и первые тотальные облавы

Шесть часов утра. По плохо чищенным столичным улицам пробираюсь к месту проведения одного из первых для Первопрестольных рейда ГИБДД по «сплошной» проверке автовладельцев на трезвость.

Напомним, что впервые о возможности внедрения в российский автомобильный обиход подобного способа борьбы с пьянством за рулем заявил пару лет назад бывший начальник всей российской автоинспекции, а ныне заместитель министра внутренних дел по вопросам транспортной безопасности генерал Кирьянов. В сентябре минувшего года тему поддержал его сменщик, нынешний начальник ГУОБДД МВД РФ генерал Нилов. И понеслась.

Для начала метод апробировали в провинции. Не травмируя и без того замордованную регулярным повышением штрафов, введением правила нулевого промилле и тотального видеоконтроля автомобильную общественность, тактику и стратегию подобных рейдов без лишней помпы отрабатывали, например, в Смоленске и Тюмени.

Скажем, ГАИ Смоленска еще с прошлого года стала еженедельно проводить мероприятие с говорящим названием «Стоп поток». А автоинспекция Тюмени присоединилась к эксперименту в этом году, дав профилактическому мероприятию схожее название «Стоп-контроль». Генеральной же репетицией перед тем, как официально отправить постановку во всероссийскую гастроль, стал выезд патрулей спецбатальона ГУОБДД во Владимирскую область. Эта акция случилась аккурат после памятного выступления президента страны на коллегии МВД в минувшем феврале, где Владимир Путин потребовал, чтобы ответственность для пьяных водителей была неотвратимой. И в итоге «сплошным» проверкам дали зеленый свет во всероссийском масштабе.

Как и ожидалось, идея с тотальным перекрытием дорог и массовой проверкой водителей «на вшивость» была встречена автомобильным сообществом в штыки. И не потому, что поголовно все отечественные рулевые привыкли садиться за руль подшофе и без дежурных ста грамм не мыслят ни ближней, ни дальней дороги. Просто, реально оценивая уникальные способности российской придорожной полиции создавать проблему на пустом месте, граждане, узнав об объявленной ГАИ крупномасштабной бессрочной акции по отлову любителей сесть за руль выпимши, поняли: многочасовые заторы на трассах гарантированы.

Вот и ваш корреспондент, заходя к месту проведения рейда со стороны Кавказского бульвара, был уверен, что угодит в гигантскую «пробку» уже в самом начале Бакинской улицы, переходящей в Липецкую. Однако совершенно спокойно, в обычном для этого времени суток режиме, доехал до поста ДПС. И даже беспрепятственно миновал его, не остановленный ни одним из десяти инспекторов, которые, натурально, без устали махали своими «волшебными палочками», вылавливая из потока сомнительные, на их взгляд, машины.

«Возмущенный» таким вопиющим невниманием к своей персоне, паркуюсь за постом и немедленно требую «продувки». Служивые ошалело смотрят на меня, но подводят к алкотестеру. По нулям. Интересуюсь, что же это за «сплошная» проверка такая, если часть автомобилистов легко уходит от нее? За подчиненных ответил командир ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Евгений Васильевич ЕВСТРАТОВ:

— Во-первых, хочу подчеркнуть, что это профилактическое мероприятие, а не акция устрашения, парализующая движение на определенном участке дороге. Проводя его, мы просто в очередной раз напоминаем водителям, что садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения категорически нельзя и ГИБДД целенаправленно борется с этим злом разными методами. И для этого совершенно не требуется тотально перекрывать улицы и проверять поголовно всех. К подобным операциям привлекаются опытные сотрудники, способные по многим косвенным признакам определить как «подозрительную» машину, неадекватного водителя, так и автолюбителей, которых явно не стоит лишний раз беспокоить...

И как бы мне ни хотелось, но, отдежурив с инспекторами Южного округа всю трехчасовую операцию, вынужден подтвердить правоту господина полковника. Офицеры работали четко, слаженно, не создавая ни малейших проблем ни водителям, ни трафику. Взмах жезла, короткая проверка документов — с характерным наклоном к лицу человека за рулем - и «Желаю счастливого пути!».

За это время к медикам был направлен едва ли десяток лиц (всего на этом посту было проверено более пятисот авто) и только у двоих выявлено состояние алкогольного опьянения (еще один гражданин от освидетельствования отказался). Причем некоего гостя с Востока я и сам посчитал то ли «датым», то ли «обкуренным». Но нет, вердикт эскулапов был однозначен: «Не виновен». А что до тремора рук (и вызвавшего у инспектора подозрение), то его легко объяснить волнением плохо говорящего по русски иностранца при встрече с человеком в форме. Согласитесь, и аборигены, увы, ждут от российских полицейских одних неприятностей и нередко заметно трясутся. Особенно если третьего дня приняли «на грудь». Хотя, как убеждали меня дежурившие на Липецкой наркологи, даже суток должно вполне хватить, чтобы алкотестер выдал нули, если, конечно, вы не сели за руль только-только выйдя из пятидневного запоя.

...И в целом новацию придорожных полицейских с их «сплошными» проверками можно было бы признать вполне адекватной мерой борьбы с «зеленым змием». Но не оставляют смутные тревоги, что после проведения первых — показательных — акций, ставшие рутиной операции (и особенно в глубинке) по тотальному контролю водительской трезвости превратятся-таки в тупые перекрытия дорог с теми самыми многочасовыми «пробками». И, разумеется, с традиционным гаишным «разводом» якобы пьяных рулевых на «бабки». А чтобы этого не произошло, необходимо как можно скорее отказаться от пресловутого правила нулевого промилле . Только в этом случае большинство «сплошных» полицейских рейдов будут похожи на тот образцово-показательный, в котором принял участие ваш корреспондент.