Продажи АвтоВАЗа падают, но прибыль растет

Апрель — пора отчетности. Скучнейшая пора, ибо все тем и занимаются, что высчитывают профит, дабы обрадовать акционеров и привлечь инвесторов. Впрочем, даже в этих отчетах порой всплывает что-то интересное.

Взять, к примеру, отчетность АвтоВАЗа. Как пишет агентство «Автостат», по итогам 2012 года группа показала чистую прибыль в размере 29,2 миллиарда рублей, что более чем прилично, так как 2011-й волжане закончили с 6,7-миллиардным плюсом. В общем, прибыль увеличилась в 4,4 раза. Тут, правда, интересно другое — такой рост с основной деятельностью предприятия, мягко говоря, не связан: за счет последней финансовый результат группы прирос лишь 2 миллиардами, что лишь на 500 миллионов превышает показатель 2011 года. Еще 400 миллионов в Тольятти сэкономили за счет прочих расходов, основной же профит сложился благодаря дисконтированию беспроцентных займов, что принесло АвтоВАЗу 27,6 миллиарда рублей. При этом выручка группы увеличилась на 15 миллиардов — до 190,1 миллиарда рублей, однако валовая прибыль снизилась до 21,8 миллиарда, что связано с затратами на организацию производства новых моделей (седан LADA Granta и построенный на базе Dacia MCV универсал LADA Largus, а также с инвестициями (20,1 миллиарда рублей), необходимыми для расширения и модернизации производственных мощностей в Тольятти и Ижевске.

Разумеется, все это не может не радовать, так как подобные результаты свидетельствуют о том, что крупнейший российский автопроизводитель окончательно перестал быть финансовой «черной дырой», куда проваливаются любые суммы без какого-либо намека на отдачу. Впрочем, есть в этом отчете вещи, настраивающие на менее позитивный лад. Дело в том, что прибыльность АвтоВАЗа увеличивается на фоне неуклонного снижения как фактических продаж, так и доли рынка. По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, 2012 год группа закончила с очередным 7-процентным падением продаж, при том что спрос на топ-3 модельного списка, который на тот момент составляли модели Priora, Granta и Kalina, практически сравнялся со спросом на семейство Hyundai Solaris.

Мало того, тенденции к снижению покупательского интереса к этим машинам явно сохранились и в этом году. В частности, по результатам продаж за первый квартал первое место АвтоВАЗ сохранил лишь за счет 120-процентного роста продаж Granta, Kalina при этом просела на 30% и в общем зачете откатилась на 4-е место, Priora же, потеряв 40% клиентов, закончила первую четверть года на седьмой позиции.