Российский авторынок все-таки упал

Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса подвел итоги первого квартала 2013 года. Согласно отчетам, представленными продавцами и импортерами, тенденции к снижению спроса сохранились — рынок не досчитался 4% клиентов.

Подводя итоги 2012 года на пресс-конференции в январе, глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер предупредил: результаты продаж новых авто в последние месяцы оказались весьма неоднозначными, поэтому, чтобы сделать правильные выводы и проследить наметившиеся тенденции, нужно дождаться конца квартала. А лучше — конца полугодия, тогда, мол, все будет более-менее очевидно.

Что ж, первый квартал минул, и его итоги для продавцов легковых машин оказались неутешительными: несмотря на некоторый рост продаж, который ряд автомобильных компаний показал в январе, трехмесячный отрезок рынок завершил с 4-процентным падением. Причем можно сказать, что это случилось впервые за три последних года.

Тем не менее стоит напомнить, что проблемы с реализацией продукции у некоторых производителей начались еще в конце прошлого года, так что нынешний откат для них сюрпризом не стал. KIA, к примеру, «вышла в ноль» еще в январе, не прибавив ни одного процента к показателям 2012 года; «Nissan», «Peugeot» и «Toyota» в том же месяце просели на 17, 16 и 14 процентов соответственно, «Citroen» потерял 15%. Разумеется, у каждого на то были свои причины. Японцы активно готовились к запуску новых моделей, причем в свете грядущего выхода Almera тольяттинской сборки «Nissan» пришлось отказаться от поставок сравнительно популярного седана Almera Classic, «Toyota» при этом готовилась к старту нового поколения RAV4, хотя старая генерация по-прежнему делала неплохую кассу. «Citroёn» же привез в Россию субкомпактный C-Elysee и буквально на днях начал производить в Калуге седан C4, при этом отказавшись от импорта модели С3. Иными словами, результаты, которые эти компании показали в первом квартале, не совсем показательны.

В целом же имеет смысл говорить о дальнейшем перераспределении долей на рынке. LADA в очередной раз вне конкуренции: сократить отрыв иностранным производителям пока не удается, хотя свои уже ставшие традиционными «пару процентов» марка все-таки потеряла. На второе место вышел «Renault», прибавивший 22%, третьей стала KIA, отыгравшая у конкурентов еще 6%. Довольно серьезно подросли «Opel» (плюс 14%, которые, очевидно, обеспечил старт Mokka) и «Mitsubishi», причем японцы с 46-процентной динамикой смогли опередить «Skoda». Чуть больше 20%, как и обещали, прибавили BMW и «Mercedes», чуть меньше рост у «Audi» (15%). Среди «хорошистов» также отметились «SsangYong» (12%), «Lexus» (33%), «Subaru» (37%), «Land Rover» (4%) и «Honda» (69%), а также «Daewoo» (13%) и SEAT (247%), правда, если первый бренд расположился в числе пятнадцати лучших, то испанская компания до сих пор не вышла из тысячи проданных с начал года автомобилей. В плюсе также «Porsche» (22%), «MINI» (12%), «Chrysler» (4%) и «Dodge» (11%), но они продают слишком мало, чтобы всерьез влиять на результаты рынка. Остальные же продемонстрировали отрицательную динамику.

Что же касается «личного зачета», то пятерка наиболее востребованных автомобилей в первом квартале оказалась вполне предсказуемой: на первом месте Granta, за ней Solaris и Rio, на четвертом месте Kalina, а замыкает группу Renault Duster.