Первый миллиард зарезервирован за «Кортежем»

Проект освоения денег налогоплательщиков под названием «Кортеж» стартовал: первый миллиард рублей под него зарезервирован в бюджете этого года.

Информация о стартовом миллиарде попала в прессу после того, как соответствующая поправка в бюджет этого года была одобрена Госдумой и Советом Федерации. Получателем денег числится Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Тратить их он будет на создание инженерного центра проекта и работы по созданию макетов автомобилей. Для этого, кстати, институт имеет возможность привлекать в проект другие организации-исполнители.

А в общей сложности, как сообщалось ранее, на «Кортеж» планируется потратить 18,4 млрд. рублей, из которых 12 млрд. готов оплатить федеральный бюджет. Характерно, что до последнего времени сообщалось, что разрабатывать и производить супермашины для чиновников, а именно так декларируется идея «Кортежа», будет компания Николая Фоменко «Маруся Моторс» и НАМИ. Но когда дело дошло до всамделишных госденег, о «Маруське» не стали даже упоминать. В общем, логично: в конечном счете госслужащий госслужащему глаз не выклюет, зачем подпускать каких-то коммерсантов к дележке вкусной бюджетной суммы?!
В прессе, помнится, упоминались даже обнародованные кем-то цифры, будто бы «Кортеж» подразумевает выпуск 2500 седанов по 7,4 млн. рублей за штуку, 3500 внедорожников по 4 млн. и 1500 микроавтобусов за 1,5 млн. каждый.

Но самый интересный нюанс кроется в другом. Как уже говорилось, на финансирование самого проекта «Кортеж» планируется потратить 18,5 млрд. рублей, что примерно соответствует $597 млн. Для справки: например, компании «Mazda» всего лишь модернизация своих моделей в рамках программы «Skyactiv» обошлась заметно дороже — в $670 миллионов! А в рамках «Кортежа» фактически ставится задача создать абсолютно новую автомобильную платформу с нуля! На подобные проекты среднестатистическая мировая автомобильная компания тратит не менее $1 млрд., при том что у нее уже имеются и исследовательская, и опытно-конструкторская база, и квалифицированный персонал.

«Кортежестроителям» все это придется создавать с чистого листа, что потребует еще бог знает каких затрат. И никто не гарантирует, что у них что-то вообще получится. Особенно если не забывать про квалификацию отечественного чиновничества в сфере распилов-откатов. Да и о по-настоящему объективной оценке квалификации отечественных автоинженерных и дизайнерских кадров можно только мечтать. Есть сильное подозрение, что им даже до среднемирового уровня, мягко говоря, семь верст киселя хлебать... В общем, неудивительно, что, по самым радужным прогнозам, в реальные машины «Кортеж» сможет воплотиться не ранее чем через три года. Скорее всего все окончится чем-то вроде предложенной ГАЗом альтернативы — кустарной переделкой какого-либо иностранного шасси и (как же без этого!) пришпиливанием к полученному продукту таблички «сделано в России»!

Напомним, кстати, что пока НАМИ со товарищи будут раскачиваться с производством «русского премиум-класса», на ГАЗе с помощью бренда «Чайка» будут удовлетворять транспортные потребности широких масс «солнцеликих» нашей страны.
Только на самом деле нижегородская «Чайка» будет Mercedes. Точнее, Mercedes S600 Pullman Guard. Машинка бронируется прямо на заводе-изготовителе по классу защиты VR6/VR7 (В6/В7). Это делает ее тяжелее примерно на полторы тонны по сравнению с аналогичной машиной. Согласно требованиям правительственных чиновников, в течение ближайших пяти лет ГАЗ «вручную» должен превратить 10 «пульманов» в «Чайки». На эти цели государство собирается выделить заводу 560 миллионов рублей. Но самое забавное в этой ситуации то, что никто не собирается менять заводскую схему бронирования этих машин. То есть ничегошеньки существенного с кузовом машины делать не предполагается.

То есть каждая, с позволения сказать, «Чайка» обойдется налогоплательщикам примерно в 56 миллионов. При том что «обычный» бронированный S600 Pullman Guard обходится владельцу примерно в 35–45 миллионов. Именно на таких машинах, кстати, уже многие годы ездят наши «солнцеликие» и в ус не дуют. Так зачем, скажите, платить ГАЗу аж по 10 миллионов за то, что нижегородские самоделкины что-то там «прокачают» в интерьере и налепят (видимо) шильдик «Чайка»?! Хотя, с другой стороны, данную экономическую закавыку можно рассматривать как внезапную помощь государства «Группе ГАЗ». Такая вот шитая белыми нитками «поддержка отечественного автопрома» в размере не менее 10 000 000 рублей... Вот только что от этого получат налогоплательщики, без спроса назначенные спонсорами фактически какого-то провинциального тюнинг-ателье?