Европейские продажи просели до уровня 1993 года

Европейская ассоциация автопроизводителей (АСЕА) опубликовала очередные отчеты, касающиеся продаж новых легковых автомобилей в Старом Свете. Согласно докладу организации, спрос на авто в мае не достиг и миллиона экземпляров.

Эксперты были вынуждены констатировать, что спрос в минувшем мае по сравнению с маем 2012 года снизился еще на 5,9%. Таким образом, рынок продемонстрировал худший показатель, начиная с 1993 года, когда совокупный объем продаж в регионе также не перешагнул миллионную отметку. Причем если год назад некоторые рынки еще сопротивлялись стагнации, то в этом году они катятся под откос скопом: Италия — минус 8%, Франция — минус 10,4%. Не в состоянии сегодня держаться даже Германия, где спад составил 9,9%. Тут, правда, стоит заметить, что год назад немецкий рынок стагнировал куда меньшими темпами, чем тот же итальянский, чем, видимо, и обусловлено относительно невысокое падение спроса на Апеннинах.

Также стоит отметить и то, что в основном снижение продаж характерно для стран Еврозоны. Великобритания, к примеру, в очередной раз в плюсе (11%) по сравнению с маем прошлого года. Тем не менее общеевропейский показатель все равно остается худшим за последние два десятилетия, и каким образом Старый Свет собирается выбираться из этой ямы, пока непонятно.

Кстати, к вопросу изучения ситуации подключились и американцы. В частности, эксперты консалтинговой компании «Alix Partners», на которых ссылается «Коммерсант», убеждены, что спад в Европе продлится как минимум до конца 2014 года, после чего рынок достигнет дна. Однако улучшения это не принесет, и расти спрос в регионе начнет лишь в 2019 году.

Как следует из доклада, основной проблемой местных производителей является недозагруженность производственных мощностей, из-за чего производители теряют огромное количество денег. По версии аналитиков компании, из 100 крупнейших производственных площадок Старого Света 58 работают ниже порога рентабельности, то есть они загружены меньше чем на 75%, хотя в прошлом году таких заводов было лишь 39. В частности, в отчете фигурирует «Renault», предприятия которой сегодня не загружены даже наполовину. Французы пытаются решить эту проблему за счет союзной компании «Nissan», которая согласилась собирать обновленную недавно Micra во Франции (до этого ее собирали только в Индии). Кроме того, стоит напомнить, что французы договорились с «Mercedes» о производстве коммерческого «каблука» Citan. Сам «Nissan» при этом планирует расширить производственный ассортимент европейских заводов за счет электрокара LEAF, а также моделей «Infiniti».

Как утверждают эксперты «Alix Partners», схожие проблемы испытывают не только убыточные производители, но и те, кто продолжает показывать прибыль. Так, у VW недозагруженных предприятий пять, у «Mercedes» — три, у BMW — два.

Притом американский вариант стабилизации (ликвидация убыточных сборочных производств и перераспределение выпускаемых на них машин на другие площадки с целью загрузки их мощностей) в ЕЭС не пройдет, поскольку против закрытия нерентабельных заводов выступают не только профсоюзы, но и власти, заставляя производителей изыскивать другие средства для компенсации убытков. Тем не менее уже объявлено, что как минимум пять предприятий будут закрыты. В 2014 году ряд заводов закроют — PSA, «Ford» и GM.