Надежных авто не бывает!

Покупка автомобиля — веха. И никакая обобщенная доступность машин на каждом углу несопоставима с личным достижением конкретного человека, наконец-то дотянувшегося до машины. И не играет роли, какой именно.

Олигарх сдержанно, но все равно в обязательном порядке расскажет своему окружению о новой машине. Может, и не станет обзванивать каждого, но при случае обмолвится парой слов в ожидании одобрения или легкой зависти. Бедняк, подпирающий собой низ социальной пирамиды, радоваться будет шире, громче и однозначней, поскольку в его жизни праздников меньше, а любое подобное событие — грандиозно. Покупка машины отлично подойдет ему даже для недельного запоя в кругу друзей, потом знакомых, а в итоге и совсем чужих и незнакомых.

И несмотря на разницу социальных орбит, олигарх и бедняк, каждый по-своему насладившийся эффектом от покупки, еще не раз пересекутся в подходах к обладанию. Например, оба будут считать, что сделали правильный выбор, купив именно ее. Каждый в один выдох сумеет объяснить безразличному слушателю набор достоинств своей машины. И оба рискуют получить в ответ неуверенную реплику о переплате…

А еще у обоих совпадут мечты, иллюзии и сказки. Ведь почти каждый человек непременно культивирует в себе надежду на качество, надежность и долгий срок службы автомобиля. И не играет роли ни фирма, ни страна изготовления, ни класс изделия. Всегда хочется верить в лучшее и надеяться на большее. И сказка о надежности лидирует в мечтах покупателей. Ее придумали сами люди для успокоения себя и родственников, а маркетологи, оформившиеся в отдельную профессию, хоть и с опозданием, но применили ее в качестве основного заклинания. А потом добавили к ней еще одно волшебное заклинание о качестве. И теперь люди друг другу с азартом цитируют эти сказки, собственной верой увеличивая волшебство и магическую нагрузку пустых слов.

Увы, но прокладывать путь к сердцу и кошельку покупателя качеством и надежностью автомобильные фирмы закончили в 90-х годах. До этого печального рубежа многим производителям казалось, что машина — товар длительного спроса и если сделать ее получше, то человек поездит на ней подольше, укрепив положение бренда собственной лояльностью. Покупатель Mercedes всегда придет за следующим Mercedes. А вот покупатель Toyota, Opel или Renault может этого и не сделать. И ради клиента старались, отслеживая и первичную продажу, и долголетие автомобиля на вторичном рынке.

А потом все изменилось. Банки снизили кредитные ставки до смешного процента, появился лизинг для физических лиц, к власти прорвались экологи с эскалацией чистого выхлопа, появились законодательные требования по активной и пассивной безопасности автомобилей, стал слышен голос независимого EuroNCAP, выросли зарплаты рабочих, потяжелели их соцпакеты, и еще требовательней заголосили профсоюзы. В результате делать добротную и надежную машину стало совсем невыгодно. Возникла необходимость быстрой оборачиваемости капитала и стремительной смены модельного ряда. Каждые три-четыре года рестайлинг, каждые семь-восемь лет — новая модель.

Покупатели, особенно наши, с голодным детством или беспринципной юностью, еще согревают себя иллюзией честного производителя, берегущего репутацию и заботящегося о качестве. А фирмы давно сделали для себя иной выбор. Они знают, что автомобиль, как и микроволновка, пылесос, мобильный телефон, должен быть одноразовым. Качество теперь не играет роли, а его отсутствие подправит сервис. Надежность из долгоиграющего понятия деградировала до гарантийного срока.

Но вот что интересно. Раньше надежность была явлением техническим и ей заведовали инженеры и технологи. А теперь надежность превратилась в категорию моральную и стала характеристикой человека. Отныне надежность не в автомобиле, а в его владельце. Завод рассчитал машину на три года и 100 000 пробега. И только добрый хозяин, заботливый и внимательный, в состоянии своим отношением к технике продлить срок и пробег, подарив машине несвойственную ей надежность. Вопрос «А надежна ли эта модель?» отныне неуместен. Поскольку ответ на него многих обескуражит: «Это зависит только от вас. Надежны ли вы сами?» Но не каждый олигарх и бедняк об этом догадались. Они на равных верят в сказки…