«Реформа» ОСАГО до добра не доведет

И по большому счету, эти «прения» были устроены только для того, чтобы при принятии антинародных поправок в Закон РФ «Об ОСАГО» сослаться на то, что они «широко» обсуждались и были поддержаны. Но кем обсуждались?..

В этих слушаниях главными спикерами выступали или собственно страховщики (президент РСА Павел Бунин, президент «Всероссийского союза страховщиков» Игорь Юргенс), или представители страхового лобби во властных коридорах (первый заместитель руководителя Банка РФ по финансовым рынкам Владимир Чистюхин, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, председатель подкомитета по страхованию ГД РФ Александр Коваль).

Не мудрено поэтому, что главные проблемы «автогражданки» ими были заболтаны и не поддержаны. Так, «несвоевременными» оказались предложения о возможности страхователей получать компенсационные выплаты не деньгами, а ремонтом на СТО; об отказе от практики выплат с учетом амортизационного износа транспортных средств. Зато выступающие как один поддержали предложение вывести «автогражданку» из под действия Закона РФ «О защите прав потребителей». Другими словами, можно ожидать, что после того, как уже прошедшие первое чтение поправки к Закону «Об ОСАГО» пройдут второе и третье, положение страхователей в лучшем случае останется прежним, а скорее всего — ухудшится. И даже то, что выплаты по ОСАГО увеличатся будет нивелировано значительным удорожанием полиса и, по сути, невозможностью отстоять свои интересы в судах при задержке или отказе в выплатах.

Любопытно, что отстаивающие свои интересы страховщики во-всю ссылались на «общественное мнение» — опрос, проведенных накануне слушаний ВЦИОМ, согласно которому 74% опрошенных — довольны ситуацией с «автогражданкой». Разумеется, этот «козырь» будет доведен до сведения всех депутатов на грядущих чтениях. Между тем, за скобками остался тот факт, что число обращений граждан, недовольных выплатами, в суды вросло в три раза...

На слушаниях также обсуждали одну из ключевых тем автострахования — создание единой методики оценки ущерба. В этом вопросе участники слушаний подержали предложение, о котором еще несколько лет назад заявляла «Ассоциация по защите прав автострахователей».

ОСАГО в России существует уже 10 лет, о единой методике говорят все эти годы, но воз и ныне там. Руководитель ассоциации Максим Ханжин предложил свое видение развития обязательной «автогражданки»:

— Прежде, чем говорить о повышении стоимости ОСАГО, необходимо навести порядок в страховании и создать нормальные условия. Сегодня обсуждалась главная проблема автострахования: отсутствие единой методики расчета ущерба по ОСАГО. Одни предлагали разработку методики передать в ведение РСА, нашлись и такие, кто считает, что эта методика вообще не нужна. Хотя она однозначно позволит сократить количество судебных дел в несколько раз, наведет порядок в страховом институте, а после ее разработки актуарии РСА смогут сделать справедливый расчет, обосновать целесообразность и необходимость повышения стоимости полиса ОСАГО...