ГИБДД борется с коррупцией укрупнениями

Минувший год, как, впрочем, и все предыдущие, «радовал» моторизованных россиян очередными громкими скандалами в ГИБДД. На крупных взятках в 2013-м попались руководители службы в Тюменской и Тульской областях, республиках Марий Эл и Ингушетия. А гаишных сошек помельче так и вообще брали пачками...

И что же? Да ничего! Власти страны по-прежнему сквозь пальцы смотрят на выкрутасы придорожных хапуг, предпочитая тотальной реформе службы ее точечную зачистку. Берут под стражу или просто увольняют только особо отличившихся ее представителей. Понятно, что подобные действия «климат» в сплоченном гаишном коллективе страны не улучшают — оставшиеся при местах и должностях коллеги-подельники выбывших из большой денежной игры товарищей продолжают брать. При этом на ту самую пресловутую безопасность дорожного движения, которую призваны обеспечивать, кладут с прибором — об этом свидетельствует даже официальная статистика. Не мудрено поэтому, что один из самых здравомыслящих политиков страны г-н Кудрин в конце прошлого года предложил российскую ГАИ попросту разогнать за ненадобностью. Не знаю, услышал ли своего бывшего министра президент, но сами гаишники явно занервничали.

И предложили свое видение реформы. Похоже, что панацею в борьбе со взяточничеством они видят в укрупнении и централизации службы. Так, на днях стало известно, что долго жить велела на днях ГИБДД Тюмени. Городские подразделения ДПС ликвидированы, в области будет работать единое региональное подразделение. Напомним, что пойти на этот шаг полицейских мудрецов заставил прошлогодний скандал, когда к президенту страны обратилось с коллективным письмом около 150 тюменских гаишников. В послании они обвинили своего руководителя — командира полка ДПС ГИБДД по Тюмени Сергея Беседина — в тотальных поборах с подчиненных. Он заставлял их разводить автовладельцев на взятки и приносить ему ежемесячно определенную сумму. Беседина арестовали, городское ГАИ ликвидировали. То есть с коррупцией в отдельно взятом гаишном подразделении инспекции покончено раз и навсегда?

Кстати сказать, это уже не первый случай в новейшей истории российской автоинспекции, когда с коррупцией борются именно укрупнениями службы. В сентябре в Забайкалье ликвидировали ряд МРЭО после того, как под судом и следствием оказалась вся верхушка местной ГИБДД во главе с начальником (торговля номерами, «правами»). Теперь регистрационно-экзаменационными делами здесь ведают специальные отделы при МВД Забайкалья и МВД России по Чите. Укрупнив и централизовав, коррупцию, очевидно, победили и в этом регионе.

И я даже не буду говорить о том, что излишняя концентрация власти в одних руках приводит, как правило, к самым печальным результатам. Просто если дело так пойдет и дальше, можно ожидать каких угодно слияний и поглощений. Скажем, можно ликвидировать отделы ГАИ во всех городах и районах, переподчинив их напрямую областным полицейским главкам. А функции ГИБДД Москвы передать ГУОБДД МВД РФ. И это, наверное, будет правильным ходом, приближающим коренную ликвидацию самого бездельного ведомства страны.