«Yamaha» против закона и клиентов

Мы нередко критикуем работу Гостехнадзора за надуманные проволочки при постановке техники на учет, выдаче номерных знаков, за проведение ТО, общую организацию работы с гражданами. Однако довольно часто проблемы с регистрацией создает не только технадзор, но и торгующие организации.

Купив в конце 2011 года новый снегоход Yamaha Viking 540, Алексей Щ. и не подозревал, что приобрел не столько транспорт, сколько, уж извините, геморрой. Нет, по технической части к «снежику» нареканий не было. А вот документы, которые выдал официальный дилер «Yamaha» — некая фирма «Жест», являющаяся владельцем мотосалона «Ямаха Мотор Центр Измайлово», довели бедолагу до нервного срыва.

Дело в том, что свой Viking владелец и не думал ставить на учет до тех пор, пока не попались на его пути инспекторы Гостехнадзора, устроившие на днях облаву на таких вот не чтущих букву закона владельцев сноумобилей и квадроциклов в рамках операции «Снегоход-2014». Тут-то и выяснилось, что кроме просрочки с регистрацией бумаги оформлены с серьезными «косяками», которые перед совершением регистрационных действий нужно исправить.

Страдают все

Не поверил Алексей словам инспектора, подумал, что обыкновенный развод на деньги. Эту же версию ему озвучили и в мотосалоне: дескать, документы в полном порядке, езжайте и ставьте на учет. Однако Гостехнадзор ЦАО Москвы дал от ворот поворот. Дело в том, что в договоре купли-продажи снегохода с ошибками было написано наименование техники, отсутствовали данные о цвете и о паспорте самоходной машины.

— В договоре купли-продажи, — поясняет наш эксперт Антон НЕДЗВЕЦКИЙ, президент Общества потребителей автотехники, — допущена, насколько я понял, ошибка в наименовании техники. А это значит, что формально человеку передали товар, не соответствующий условиям договора. Иными словами, по договору ему должны были передать один снегоход, но, судя по ПСМ, передали другой. Такое положение вещей — достаточное основание для признания договора недействительным. И исправить его — не только в интересах клиента, но и продавца.

С больной головы на здоровую

Вернувшись в мотосалон «Ямаха Мотор Центр Измайлово», что в подмосковной Балашихе, и на сей раз уже потребовав переделать договор, клиент услышал в ответ от директора г-на Ховова, что они принципиально (!) не переделывают договоры и вообще, если есть какие-то претензии, то формулировать их нужно исключительно в письменном виде, а дальше их юрист рассмотрит и даст ответ. Типа «вы же читали документы, перед тем как их подписывать. Следовательно, сами виноваты, что не указали нам на недочеты в бумагах». С одной стороны — логично. Но с другой — почему более грамотный продавец, обязанный заполнять бумаги по закону, этого не делает?

— Ссылка продавца на то, что клиент подписал договор, а значит, его все устроило, конечно же, абсурдна, — утверждает Антон Недзвецкий. — Дело в том, что по закону именно продавец, а не потребитель несет ответственность за товаросопроводительную документацию и правильность ее оформления.

Трех часов достаточно

Но современные продавцы авто- и мототехники — люди абсолютно бесстрашные, совершенно не боящиеся ни судебных разбирательств, ни Роспотребнадзора, ни даже представительства марки. В последнем герой нашего материала убедился, обратившись в «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс». Трубку взяла секретарь Кристина Ликунова, заявившая, что с простыми смертными сотрудники их организации не общаются и все свои претензии и жалобы можно оформить исключительно в письменном виде. Видимо, нежелание вникнуть и оперативно решить проблемы клиентов — это корпоративное.

Скандал набирал обороты, жаркий спор с директором салона стал доноситься до ушей потенциальных клиентов магазина, которые спешно начали покидать дилерский центр, где так по-хамски относятся к покупателям. Заметив это, г-н Ховов пошел на некоторые уступки и согласился внести (от руки) изменения в документы.

— Договор купли-продажи, — разъясняет наш эксперт, — является необходимой товаросопроводительной документацией, необходимой для постановки техники на учет. Поскольку данные бумаги переданы клиенту с ошибками, не позволяющими зарегистрировать технику и пользоваться ей, не нарушая закон, то согласно положениям статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» клиент нерадивых продавцов снегоходов имеет право требовать исправления договора в разумный срок (думается, чтобы напечатать две страницы текста, трех часов будет предостаточно). Если по истечении указанного времени требования потребителя выполнены не будут, клиент вправе отказаться от исполнения договора и может требовать вернуть деньги за товар.

Стоп-лист

И все бы ничего, да вот только Гостехнадзор посмеялся над каляками-маляками, которые никоим образом не исправили ошибки, а скорее даже усугубили их. В общем, в постановке техники на учет было вновь мотивированно отказано.

— Должен сказать, — говорит Антон Недзвецкий, — что подобное отношение продавцов к своим клиентам — верх свинства. Проблема по своей сути не стоит и выеденного яйца, и мне совершенно непонятно, для чего дилерскому центру «Ямахи» проявлять сомнительную принципиальность в простейшей просьбе: выдать клиенту договор без ошибок. С такими дилерами просто нельзя иметь дело…