Время авторитетов прошло?

Результат январских продаж удручает. То, что рынок упадет, было очевидно, однако то, что даже очень популярные машины, вроде Granta или Lada 4x4, вдруг начнут терять по 20-30 процентов – довольно неожиданно. Но «лучше» всех тут выступил Ford Focus.

Ford Focus: минус 54%

Ford Focus лихорадило весь прошлый год: во втором полугодии он меньше 20% не терял. Мало того, даже в декабре, когда рынок формально вырос на 4%, бестселлер распрощался с очередной 23-процентной порцией клиентов. В январе же их и вовсе стало неприлично мало – чуть больше 2 тысяч. Так что теперь машина, некогда удерживавшая пальму первенства среди иномарок торгуется на уровне Toyota Corolla и Opel Astra, занимая 23 строчку в личном зачете.

Lada 4x4: минус 33%

 середине 2013 года с Lada 4x4 случилось небольшое обновление – тольяттинский конвейер пришлось останавливать примерно на месяц для модернизации, а также для введения в цепочку нового окрасочного цеха. В общем, тогда падение продаж выглядело обоснованным. Тем не менее, первоначальные позиции главный русский внедорожник себе так и не вернул, мало того, январский спрос на него составил всего 2314 экземпляров. Его обогнал даже Hyundai ix35.

Lada Kalina: минус 29%

Формально Lada Kalina пока входит в пятерку самых популярных автомобилей российского авторынка, реально же ее популярность тает, как лед под майским солнцем. Мало того, отрыв от идущего четвертым KIA Rio превысил 1000 автомобилей. Они не выглядят устрашающим гандикапом, но на самом деле это ровно четверть того результата, который Kalina продемонстрировала в прошлом январе – 4264 экземпляра против 6016 машин годом ранее.

KIA Sportage: минус 23%

В течение 10 первых месяцев прошлого года KIA Sportage уверенно боролся за лидерство в своем сегменте, но в ноябре его позиция в классе немного изменилась. Во-первых, небольшую паузу, связанную с рестайлингом, взял SsangYong Actyon. Во-вторых, в декабре на покой отправили первое поколение Nissan Qashqai. Однако, их место тут же занял другой азиат – Toyota RAV4. Sportage же с результатом 1885 экземпляров скатился на 25 место в модельном рейтинге.

Lada Granta: минус 22%

Granta пока остается самым популярным автомобилем на российском авторынке – 8255 автомобилей, но минувший месяц показал, что его позиции отнюдь не так стабильны, как может показаться на первый взгляд. К примеру, фактический отрыв от идущего вторым Solaris (а у него – минус 6%), составляет 1,3 тысячи автомобилей. И это притом, что по сравнению с прошлым январем Hyundai потерял 400 клиентов, а Lada – больше 2,3 тысячи. Еще пара столь же «удачных» месяцев и Granta окажется в роли догоняющего.

Chevrolet Niva: минус 21%

В конце прошлого года Chevrolet Niva постепенно отвоевывала прежние позиции и собиралась подняться в десятку лучших. Но, как видно, ситуация изменилась: январь внедорожник закончил на 14 позиции, потеряв 21% покупателей и пропустив вперед снятый с производства X-Trail. Возможно на активность клиентов повлияли слухи о скором перезапуске модели, но вероятнее всего причина тут та же – явная отрицательная динамика в наиболее бюджетном сегменте рынка, от которого, главным образом, пострадали модели АВТОВАЗа.

Renault Sandero: минус 20%

О том, что при желании «Renault» мог бы без труда застолбить за собой одно из мест в Топ-3 самых востребованных автомобилей мы писали не раз: Logan и Sandero – по сути один и тот же автомобиль, но французы предпочитают считать их разными моделями, хотя тот же Hyundai без проблем плюсует к показателям седана Solaris еще и результаты одноименного хэтчбека, тем же занимаются и в KIA и в VW. Но коль российскому офису так удобнее… В итоге, вместо того, чтобы войти в тройку, Sandero со своими 2795 машинами завис на 11 позиции между Nissan Almera и Chevrolet Cruze, потеряв при этом 20% клиентов по сравнению с январем прошлого года.

Renault Logan: минус 18%

У Logan проблемы те же, что и у Sandero. Сумма их показателей позволила бы семейству обосноваться на третьей позиции (сместив с нее Duster), но при нынешнем раскладе статистика продавцов и поставщиков не радует: 3004 проданных авто, 9 место в личном зачете и минус 18 процентов на фоне прошлогодних показателей. В общем, ситуацию теперь может исправить лишь перезапуск седана. Проблема в том, что вероятнее всего его презентация состоится на Московском автосалоне, то есть в таком режиме «старичку» придется существовать еще примерно полгода.

VW Polo: минус 17%

Какова именно доля продаж четырехдверки в общем объеме семейства Polo – 3836 экземпляров – доподлинно неизвестно, но то, что львиная доля приходится на седан – бесспорно. Тем не менее, индекс популярности заметно падает. Январское 6 место стало возможным лишь потому, что «немку» так и не смог опередить отставший на пару десятков машин Largus. Но это определенно случится уже в феврале. Учитывая, что универсал – единственная тольяттинская машина в рейтинге АЕБ, которая пока держится в плюсе, а также то, что она до сих пор не достигла своего потолка, Polo, скорее всего, поползет вниз вслед за Logan и Sandero.

Opel Astra: минус 13%

На пальму первенства Opel Astra давно не претендует ни в пределах российского рынка, ни в рамках отдельно взятого класса. Ее продажи продолжают снижаться, хотя и не такими темпами, как прежде – 2125 машин прости 2442 автомобилей в январе 2013 года. Но на практике это означает 13-процентное падение, которое вдвое превысило среднерыночный показатель. Иными словами, 21 место тут никого удивлять уже не должно, как и то, что в ближайшие несколько месяцев спрос на машину продолжит снижаться.