24651

Керченский мост - новая ЦКАД

Не повторит ли строительство моста через Керченский пролив судьбу ЦКАД?
В острой необходимости срочного возведения транспортного перехода через Керченский пролив после воссоединения Крыма с Россией может сомневаться разве ребенок. Однако, учитывая реалии дорожного строительства в нашей стране, не станет ли новая «стройка века» очередным дорогостящим долгостроем?
Изображение Керченский мост - новая ЦКАД

Тем более, что за прецедентами далеко ходить не надо. Взять ту же многостродальную ЦКАД. Ее значимость не только для Москвы, но и всей России переоценить сложно. Однако строительство 525-километровой магистрали буксует уже несколько десятилетий. При этом цена вопроса постоянно растет. И параллели с керченским проектом тут только на первый взгляд кажутся надуманными.

Начать с того, что и о керченском переходе говорят уже более двадцати лет. И даже существуют более-менее просчитанные варианты (тоннельный, длинной 15 км и мостовой, протяженностью в 11 км вместе с подходами). Но вот к реальному его возведению никак не приступят (а вообще строительство моста здесь начал в 1943 году Гитлер и в 1944-м закончил Сталин. Правда, уже в 1945 году его снесло ледоходом).

Теперь о деньгах. Да, 108 млрд. рублей (во столько сегодня оценивается прямая дорога на Крым) — это не 500 млрд., требуемых на ЦКАД. Но сумма, согласитесь, тоже немалая и где-то даже сопоставимая. При этом первоначально стоимость ЦКАД составляла 300 млрд. И кто даст гарантию. Что столь же значительно не подорожает керченский проект? Особенно учитывая (вот вам и третья схожесть), что и там, и тут всеми делами заправляет «Автодор».

И если говорить о ЦКАД, то проект дорожает буквально на глазах. Возьмем первую секцию кольцевой (49,5 км от Каширского шоссе на юг до 11-го км бетонки). Заявленная стоимость отрезка — 50 млрд. рублей. Но уже сегодня эксперты утверждают, что к началу строительства сумма вырастет еще минимум на 3 млрд. рублей. Минимум, потому как в смете просто-напросто отсутствуют некоторые необходимые расходные статьи, например, нет расчетов стоимости экологического сопровождения строительства. А инженерные изыскания настолько затянулись, что уже стали неактуальными цены на строительные материалы, расчеты на подготовку земель под строительство, оценка затрат на резервирование и выкуп земель и так далее.

Не ждет ли та же судьба и Керчь? Хотя, конечно, тут нельзя забывать о роли личности в истории. В данном случае — личности Владимира Путина. А «проект Крым» для него куда амбициознее олимпийского. Что хотя и дает реальный шанс начать и закончить стройку перехода в действительно короткие сроки, но не уберегает от раздувания сметы (общие затраты на Олимпиаду в Сочи превысили по некоторым оценкам плановую стоимость в 5 раз и поставили абсолютный олимпийский рекорд).

И первые деньги на проект, после того как Владимир Путин заявил о необходимости строительства моста через Керченский пролив, по которому будет организовано не только автомобильное, но и железнодорожное движение, уже пошли. Дочерняя компания «Автодора» ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив» объявила тендер на право заключения договора на проведение инженерных изысканий и разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) по строительству моста. Стоимость работ оценили в 384 млн. рублей.