Как устроены системы слежения за водителем

Все больше машин оснащают системами слежения за усталостью. Они позволяют в ряде случаев избежать аварий, вызванных невнимательностью, сонливостью или плохим самочувствием водителя. Но не все системы работают одинаково.

Вам наверняка приходилось не один раз слышать, как водитель того или иного транспортного средства уснул за рулем, что затем спровоцировало крупное ДТП. На оживленном торговом пути Москва-Санкт-Петербург не проходит и дня, чтобы какая-то фура не перевернулась из-за переутомления дальнобойщика, который перестал следить за дорогой. Да что там говорить, каждый водитель со стажем хоть раз да управлял автомобилем в состоянии «срочно нужен кофе!» Скрупулезные европейцы посчитали, что на их землях из-за уснувших водителей происходит около 20% всех аварий. Поэтому разработчики транспортных средств не сидят сложа руки и вовсю пытаются найти наилучший способ если не полного устранения, то хотя бы частичного решения этой проблемы.

В 2011 году в рамках итогового награждения автопроизводителей Европейской программой оценки новых автомобилей (Euro NCAP) компания «Mercedes-Benz» получила премию не за удачный краш-тест, а за внедрение в своих моделях системы Attention Assist (позже ее применили «Volkswagen», «Audi», BMW и «Volvo»).

Она основана на чувствительном датчике, который встроен в рулевой механизм и в первые минуты движения оценивает более 70 параметров, изучая манеру вождения. В процессе поездки он постоянно следит за тем, как водитель управляет своим автомобилем и распознает ситуации, в которых человек может оказаться уставшим. В качестве дополнительных параметров система соотносит манеру езды со временем суток и продолжительностью поездки.

Полученные данные позволяют Attention Assist выявить отклонения от нормы, которые позволят ей сделать вывод, что водитель устал. В этом случае система выведет на экран приборной панели изображение горячей чашечки кофе и подкрепит его звуковым сигналом, мол, пора отдыхать. Конечно, водитель может проигнорировать оповещения, но систему так просто не заткнуть: если водитель будет продолжать вести машину в той же сонной манере, то через 15 минут предупреждения прозвучат снова.

Attention Assist работает на скоростях от 80 до 180 км/ч, в отличие от схожего ассистента Ford Driver Alert. Американцы взяли за основу фронтальную камеру, которая постоянно следит за положением автомобиля в полосе. Если программа заподозрит, что водитель устал, она выдаст ему визуальное а звуковое предупреждение. Причем у «Ford» может быть два предупреждения – слабое и сильное, которые зависят от степени оценки усталости водителя. Также особенностью системы является шкала уровня усталости, которую можно посмотреть в приборной панели и заранее понять, что «всевидящее око» уже что-то заподозрило.

Зачастую все эти системы дают сбой и трубят тревогу почем зря. Избежать ложных срабатываний и сделать настоящий прорыв в области систем слежения за усталостью водителя планирует шведская «Volvo». Уже на новом поколении внедорожника XC90 шведы хотят внедрить систему, основанную на датчиках инфракрасного света. Последние будут интегрированы в приборную панель и смогут определить, куда смотрит водитель, насколько широко открыты его глаза, положение и наклон головы. Система «Volvo» будет активная, то есть автомобиль сможет самостоятельно подруливать и удерживать себя в полосе, тормозить и уворачиваться от соседних транспортных средств. Эти функции будут основаны на уже существующих системах удержания автомобиля в полосе движения, мониторинга «мертвых зон», адаптивном круиз-контроле и так далее. Если водитель устал, они будут срабатывать гораздо раньше, чем в обычных ситуациях.

Человек не способен заметить инфракрасный свет, а потому ничто не отвлечет его от управления, зато система сможет понять, закрыл ли водитель глаза и в какую сторону он сейчас смотрит. Если водитель начнет засыпать, его разбудит сигнал тревоги. Дополнительные возможности, которые «Volvo» хочет реализовать посредством новой системы, позволят настраивать внешнее и наружное освещение машины в соответствии с направлением взгляда водителя. Инфракрасный датчик даже сможет узнать конкретного человека и заранее подстроить под него сиденье и руль. Начитавшись новостей про слежки за пользователями через устройства Apple и Google, шведы особо подчеркивают, что их система не будет сохранять изображения водителей и прочую частную информацию.

Конечно, все системы слежения за усталостью водителя, каким бы продвинутыми они не были, не способны избавить мир от ДТП. Пока они не могут пройти вместе с вами в кафе и посмотреть, выпили ли вы кофе до конца или сделали лишь глоточек, сколько часов вы поспали, не болит ли у вас живот и тому подобное. Также кажется невероятной остановка для отдыха где-нибудь по дороге от Иркутска до Якутска в феврале по требованию электронной системы, которая пристально смотрит в лицо водителю и понятия не имеет, что в минус 60 по Цельсию остановок лучше не делать. Но даже самый низкий процент спасенных жизней лучше, чем ничего, правда?