Почему машины будут больше ломаться

В свое время конвейер, изобретенный Генри Фордом, позволил существенно сократить время сборки автомобилей. Нынешняя тенденция – удешевление производства путем унификации. Автопроизводители сокращают количество платформ, но плодят все больше моделей. Чем обернется эта гонка за дешевизной?

Модульные платформы – прокрустово ложе современных компаний. С одной стороны, это позволяет существенно снизить издержки на производство, сократить затраты на разработку новых моделей, избежать трат на постройку лишних заводов и дополнительных конвейерных линий, а также существенно расширить модельный ряд. Однако унификация несет в себе и большую опасность – любой недочет, брак или сбой приведет к рекордным сервисным акциям.

Одной из наиболее унифицированных сейчас является продукция концерна «Volkswagen AG». С выходом модульной платформы MQB немцы «поставили» на нее все свои самые продаваемые модели, включая бессменного лидера европейского рынка – Golf. Их модульная «тележка» предполагает полную унификацию практически всех узлов и агрегатов, моторы разного объема в ней крепятся под одинаковым углом и на одинаковые опоры, применяется абсолютно идентичная компоновка почти всех деталей, электрика и так далее. Снаружи все это скрыто за разноцветными и разномастными кузовными панелями, на которые лепят шильдики VW Golf, Audi A3, SEAT Leon, Skoda Octavia и так далее.

В силу довольно юного возраста платформы MQB нет поводов рассуждать о надежности машин на ее базе. Однако можно предположить, что если вдруг условная опора двигателя 1.4 TSI окажется поводом для внепланового посещения сервиса, то в этой отзывной компании примут участие не только 1,4-литровые модели, но и все семейство новейших турбированных агрегатов TSI. Отзыв распространится не только на Volkswagen Golf и его одноклассников по концерну, но и машины других классов, созданных на основе MQB, а это миллионы машин!

Подобными «модульными» тропами пойдет большинство автопроизводителей. В BMW уже «слили» информацию о сокращении количество платформ до двух – UKL для двигателей с поперечным расположением и переднеприводной компоновкой и новая «тележка» для заднеприводных машин с продольно расположенными двигателями. А это практически весь модельный ряд марки, включая бестселлер BMW 3 Series, и вся линейка MINI. За порогом остаются только электрокары и гибриды семейства i.

На схожий шаг идет «Mercedes-Benz» - вместо девяти нынешних архитектур немцы оставят всего четыре! Самая новая из них – MRA от нового C-Class, самая массовая – MFA от хэтчбека A-Class и его производных, еще две пока носят предварительные названия MHA и MSA и будут востребованы внедорожниками и спорткарами соответственно.

Марки «Jaguar» и «Land Rover» сократят свои семь платформ до двух-трех, у Peugeot уже вышел новейший хэтчбек 308, базирующийся на новой модульной «тележке» EMP2. Работают над созданием унифицированных архитектур в Volvo, а для аналога MQB марки Alfa Romeo уже выбрали имя собственное – Giorgio.

Рано или поздно на такой шаг будут вынуждены пойти все автопроизводители, которые хотя оставаться популярными и прибыльными. Однако 9-миллионный отзыв легковых автомобилей компании «Toyota», произошедший в 2009-2010 годах и вынудивший японцев выплатить 1,1 миллиарда долларов США по иску американских автовладельцев, покажется создателям модульных платформ детским лепетом. Остается уповать на то, что при разработке и испытаниях новых модульных архитектур производители автомобилей тщательнее подходят к вопросам надежности тех или иных узлов. Если это так, то вероятность масштабного выхода из строя какого-либо агрегата будет невысока, по крайней мере, до окончания гарантийного срока эксплуатации.