Э, Уася, шторку снимай!

Во вторник, 15 апреля, московские гаишники начали проводить серию рейдов по выявлению излишне тонированных машин. Вопрос этот был почти снят еще в июле 2012 года, однако старые облавы периодически возобновляют. Как автовладельцы обходят закон, и почему до сих пор тонировка остается проблемой.

С 1 июля 2012 года в статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) появилась новая часть 3.1. Согласно ей, водителей, чьи транспортные средства покрыты прозрачными светозащитными пленками с нарушением установленных требований, стали штрафовать на сумму 500 рублей. Полтысячи целковых призвать людей к порядку неспособны, но ГИБДД получила иной козырь — возможность изымать номерные знаки до устранения причины нарушений.

В результате еще до вступления в силу поправок подавляющее большинство автомобилистов увидели солнечный свет сквозь окна своих машин. Боясь не столько самого факта изъятия номеров, сколько последующей потери времени на выуживание номерных табличек обратно, автолюбители поспешили обогащать сервисы и удалять пленки со своих машин.

Теперь большинство автомобилей в России строго соответствуют требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», который устанавливает уровень светопропускания передних боковых стекол не менее 70%. При этом степень тонирования задних стекол никак не регламентирована.

Но вместе с тотальным осветлением салонов машин на улицах стали появляться транспортные средства, чем-то напоминающие древние кареты. Вместо аккуратной пленки на стеклах водители начали колхозить обычные занавески! При этом идеей не гнушались ни таксисты на прогнивших «тазах», ни чинные владельцы Toyota Land Cruiser с двумя-тремя подбородками. Последние, правда, иногда устанавливали шторки на подобие тех, что используются в лимузинах для задних стекол. Благо, фирм по их изготовлению развелось немыслимое количество, а на заказ вам могут изготовить шторку любой формы, цвета и даже со специальным вырезом для просовывания сигареты.

Были и другие примеры. Особо изобретательные начали клеить на стекла силиконовую пленку многоразового использования. Это стало очень удобным решением, так как перед постом ГИБДД ее можно было снять за пару секунд. Только выглядеть машина с такой тонировкой стала крайне убого, хуже, чем занавески на веревочке. После 1 июля 2012 года остались и машины, на которых установлена прежняя классическая тонировка, встречаются даже такие, у которых лобовое стекло — сплошная черная пелена. Не трудно догадаться, что за «корочка» лежит в кармане водителя этих автомобилей.

Сразу после введения санкций за тонировку, законодательная власть осознала, что проблема полностью не искоренена, и попыталась внести в статью 12.5 КоАП РФ еще одну часть — 3.2, которая звучала бы так: «Управление транспортным средством, на ветровом и передних боковых стеклах которого установлены дополнительные предметы или покрытия многократного использования, ограничивающие обзорность с места водителя, – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения». Но проект закона, внесенный в декабре 2012 года, забуксовал и вскоре сгинул.

Наверное, глупо разглагольствовать о том, что тонировка и любая ее замена представляют некую угрозу безопасности движения и могут стать причиной аварии. В нищих странах люди обычно мало ценят жизнь, как чужую, так и свою собственную, а потому мнимая «крутизна» гораздо важнее, особенно когда ты — эксклюзив на дороге. Штрафами и предупреждениями таких не обуздать. Так в чем же смысл рейда, организованного в Москве в первые теплые дни весны, и что грозит водителям машин с тонировкой?

На деле — практически ничего. По сообщению ГИБДД МО МВД России «Адыгейский», аналогичный рейд был проведен местными гаишниками 9 января 2014 года. О результатах было сообщено следующие: «в отношении водителей, управлявших транспортными средствами с нанесенным пленочным покрытием, были составлены административные материалы по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, неисправности были устранены на месте». Читай водители отделались только штрафом в 500 рублей, что вряд ли стимулировало нарушителей к правильным выводам.

Кроме того, водители идут на разного рода ухищрения, дабы полностью избежать ответственности, но получается это не всегда. У ГИБДД имеется способ борьбы с быстросъемной тонировкой: первая часть статьи 12.5 КоАП РФ, которая также грозит штрафом в размере 500 рублей за «создание условий, препятствующих обзору с места водителя». Однако изъять государственные регистрационные знаки по ней не получится, ведь на то они съемные, эти устройства.

Чуть хуже придется тем, кто решился оставить классическую тонировку. 19 марта 2014 года произошел интересный случай: владелец Toyota Mark II опустил тонированные передние стекла в то время, пока останавливался по требованию инспектора, а затем наотрез отказался их поднимать. В итоге гаишники нашли двух понятых и зафиксировали отказ водителя вставлять ключ в замок зажигания для проверки работоспособности стеклоподъемников. В результате полицейские привлекли мужчину по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ — неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Далее был суд и вместо 500 рублей водитель заплатил дополнительные 800 рублей.

Но радует одно — вот уже два года тонированные автомобили на улицах страны вызывают по большей части смех и иронию. Как нельзя избежать заражения вирусом гриппа, избежать аварии с такими машинами на 100% не получится, но попытаться на всякий случай держаться от них в стороне можно, ведь извилин у таких автомобилистов, как правило, сильно недостает, а ЧСВ неоправданно завышено.