Какие долги оставил после себя «Ё-мобиль»

Фактически даром переданный государственным структурам «Ё-мобиль» на практике оказался не таким уж дешевым. При номинальной стоимости в один евро, проект может обойтись государству в два миллиарда рублей.

В арбитражном суде Санкт-Петербурга уже сейчас зарегистрировано несколько десятков исков к исполнителям проекта, притом, общая сумма по слухам превышает отметку в миллиард рублей. Кредиторы пытаются найти те деньги, которые они инвестировали в проект на разных этапах его реализации, но это занятие, судя по всему, ни к чему не приведет. Мало того, по некоторым данным, реальные долги ООО «Ё-авто» и связанных с ним компаний могут достигать двух миллиардов, взыскание которых в данной ситуации кажется и вовсе фантастическим занятием.

Дело в том, что исключительно российский «Ё-мобиль» юридически был оформлен согласно всем олигархическим канонам, не позволяющим толком отследить реальные потоки денежных средств и состояние активов. Под реализацию проекта через ОНЭКСИМ в свое время было создано несколько юридических лиц. В частности, речь о ЗАО «Автомобильный завод «Яровит», который позже был переименован в ЗАО «Охта Моторс», зарегистрированный на американские и британские фонды. Примечательно, что и самим «Ё-авто» владела не российская компания – часть принадлежала некому люксембургскому оффшору, и лишь часть – Группе ОНЭКСИМ. По аналогичной схеме было создано и подразделение «Ё-Инжиниринг», которое должно было заниматься инженерными разработками.

Глядя на все это, очевидно, что никаких денег и иных активов ни у одной из компаний к моменту официального закрытия проекта уже не было. По информации издания «Деловой Петербург» тот же ЗАО «Яровит Моторс» «опустело» сразу после того, как было переименовано в «Охта Моторс». Тут, правда, стоит отметить, что часть двухмиллиардного долга в настоящий момент уже погашена, однако остальным, по сути, надеяться не на что: счета пусты, каких-либо активов, которые могут быть проданы в счет погашения задолженности нет.

В связи с этим кредиторы всерьез задумались над тем, чтобы стрясти свои деньги с нового владельца, в роли которого, напомним, выступает НАМИ. Там сразу заявили, что развивать «Ё-мобиль» не собираются, тем не менее, собираются использовать некоторые технические наработки для создания собственных проектов, однако сей факт истцов не останавливает. А поскольку НАМИ является государственной структурой, долги «Ё-мобиля», наделанные менеджерами Михаила Прохорова, могут быть взысканы либо с самого института, либо с курирующего его ведомства, либо напрямую с Минфина. И тогда «Ё-мобиль» станет по-настоящему народным, ибо россияне де-факто заплатят за него из собственного кармана.