Как GM ломает себя через колено

В четверг, 15 мая, GM объявил сразу о пяти независимых друг от друга отзывах, которые затронули 2,7 миллиона машин. А общее число автомобилей, направленных в этом году на доработку, уже приближается к 10 миллионам. Компании грозят суды и миллиардные траты.

Только те пять сервисных акций, о которых «General Motors» объявил 15 мая, уже тянут на 200 миллионов долларов США. Притом, это лишь прямые траты, связанные с устранением дефектов. Косвенные, судебные и имиджевые потери пока никто не считал. И если эта тенденция сохранится, то западающие коврики «Toyota», спровоцировавшие несколько лет назад самый крупномасштабный отзыв в истории мирового автопрома, окажутся цветочками. Американский же концерн вырастит самые настоящие ягодки.

Нынешняя «акция милосердия» GM ударила сразу по пяти фронтам. Самый массовый — 2 440 524 моделей, среди которых Chevrolet Malibu, Malibu Maxx, Pontiac G6 и Saturn Aura, выпущенные в 2003-2011 годах. Из-за проблем в электронике, которая ржавеет и разрушается, в этих машинах выходят из строя различные системы: например, вырубаются стоп-сигналы, перестают работать круиз-контроль, стабилизация и антипробуксовочная ASC. В концерне известно о 13 авариях и двух травмах, полученных из-за этих дефектов.

Второе направление – 140 067 экзепляров Chevrolet Malibu, но на этот раз 2014 модельного года. Машины, оснащенные 2,5-литровым атмосферным бензиновым двигателем, отзываются из-за неисправности гидравлики усилителя тормозов. Как утверждают в GM, дефект заключается в программном обеспечении и может привести к тому, что водитель не сможет обеспечить должное замедление, так как ему придется приложить усилие для нажатия педали тормоза.

Спорткаров Chevrolet Corvette, произведенных в 2004-2007 годах, отзовут чуть меньше — 111 889 штук. У американского спорткара оказалось плохо продумано подкапотное пространство. Горячий воздух, идущий от двигателя, нагревает корпус электронного блока, который отвечает за включение осветительных приборов. Корпус расширяется, и электрическая цепь ближнего света фар размыкается, что «ослепляет» машину. Отзыв инициирован после сотен жалоб от клиентов. Самое интересное, что охлаждаясь, корпус сжимается и фары вновь включаются.

Еще один отзыв коснулся седанов Cadillac CTS новейшего поколения. У 19 225 премиальных машин выявлена проблема с дворниками, примерзающими к стеклу и выходящими из строя при включении зажигания. Пятая же кампания затронула 477 пикапов Chevrolet Silverado и GMC Sierra, а также внедорожник Chevrolet Tahoe последней генерации. Тут выявлена проблема в креплении рулевой тяги, которое оказалось слишком слабым. Впрочем, пока ДТП, вызванных этим дефектом выявлено не было.

Складывая все отзывы 2014 года, получается, что в общей сложности GM отправит в сервис порядка 10 миллионов дефектных машин. Самая массовая на этот момент акция была связана с неисправными замками зажигания, из которых банально вываливались ключи. На устранение этих дефектов GM потратит 1,3 миллиарда долларов, а вместе с нынешними кампаниями убытки составят уже 1,5 миллиарда USD.

Однако, финансовые потери, как вы понимаете, – не самое страшное, что могло бы случится. На «General Motors» посыпались судебные иски. Американцы недовольны тем, что проблемы машин, выпущенных в середине 2000-х годов, начали решаться лишь спустя 10 лет. Тут очень красноречив пример «Toyota», решившей недавно в досудебном порядке выплатить 1,2 миллиарда долларов властям США, которые были наложены на компанию в качестве штрафа (за предоставление ложных сведений госорганам о наличии дефектов), и порядка 400 миллионов по клиентским искам. И речь тут идет о косвенных убытках, которые не связаны с исправлением дефектов в автомобилях.

GM, вероятно, придется пойти по тому же пути. Во-первых, за то выступает гособвинение и, в частности, генеральный прокурор США Эрик Холдер. Во-вторых, клиенты, у которых перед глазами есть пример пользователей Toyota.

В GM уже попытались вернуть хоть толику уважения к себе, заявив, что полностью перекроили менеджмент отдела по контролю за качеством и безопасностью своих машин: заменены руководители, изменена схема работы. Однако в США профессия юриста является одной из самых прибыльных и востребованных, а отзывы — это прекрасный шанс для адвоката не остаться без работы.