От нас не скроешь

Концерн General Motors и Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) заключили мировое соглашение. Условиями примирения станет крупнейший в истории концерна штраф в размере 35 миллионов долларов.

Законы Соединенных Штатов удивительны, компания может получить здесь штраф от государства, не нанося ущерб самому государству. Были даже случаи, когда автопроизводители платили за коррупционные действия, совершенные в других странах. Но сейчас на деньги «попал» General Motors… за проволочки. Концерну придется уплатить в казну 35 миллионов долларов за несвоевременно объявленный отзыв машин.

Речь идет о многомиллионном отзыве моделей Saturn Ion, Chevrolet Cobalt, Pontiac G5, Pontiac Solstice, Saturn Sky и Chevrolet HHR. Все эти автомобили подвел замок зажигания, ключ в котором мог повернуться в позицию «ВЫКЛ». К каким последствиям это приводит, знает любой водитель: двигатель глохнет, а при малейшем движении в сторону руль клинит, и машина становится неуправляемой. Ситуация усугубилась тем, что все это происходило прямо во время движения.

Федеральный закон США обязывает автопроизводителя информировать NHTSA о системных неполадках в течение пяти рабочих дней. GM «немного» запоздали с информацией — примерно на 10 лет! В результате 13 человек погибли, а количество дефектных машин достигло 2,6 миллиона штук.

«Безопасность наша главная задача, и сегодняшнее соглашение должно послужить предупреждением для других автопроизводителей, которые отказываются уведомлять власти о дефектах, связанных с безопасностью автомобиля, — отметил секретарь министерства транспорта США Энтони Фокс.

И это не предел. 35 миллионов долларов — максимальная сумма административного взыскания с юридических лиц в пользу государства, но в Минтрансе обратились в Конгресс США с просьбой увеличить эту сумму более чем в восемь раз — до 300 миллионов долларов!

Если законодательная власть подсуетится, то GM может грозить и такой огромный штраф. У NHTSA есть на примете и другой крупный отзыв, о котором концерн не сообщал долгие годы. В 2007 и 2010 годах администрация проверяла автомобили на предмет нераскрытия подушек безопасности, но из-за недостатка данных, отзывные кампании так и не были объявлены. В итоге в феврале 2014 года «General Motors» все же начал сервисную акциию по этому дефекту.

Однако штраф — это меньшее из зол, что нависают над компанией. Штраф вынудил GM сознаться во всех грехах и реорганизовать отдел по безопасности автомобилей. В результате только в этом году количество машин, отозванных к дилерам, достигло 10 миллионов, что потребовало 1,5 миллиарда долларов на финансирование ремонтных работ. Впереди — иски родственников погибших с требованиями компенсаций.

В 2009 году власти США вытащили «General Motors» из долговой ямы и спасли от полного разорения и поглощения. Долги перед правительством GM закрыл, настала пора платить проценты.

Напомним, что в середине марта в подобную же ситуацию попала «Toyota». Японская компания также пошла на сделку со следствием, согласившись внести в бюджет США 1,2 миллиарда долларов (подробности этой истории читайте тут.