LADA Granta лифтбек: новая приманка

С конвейера Ижевского автозавода 14 мая сошел первый серийный LADA Granta лифтбек. Заодно там был устроен и журналистский тест-драйв, позволивший нам разобраться в особенностях этой новинки.

Вот и первый вопрос: почему «лифтбэк», а не «хэтчбэк»? В конце концов, Skoda Octavia новинка внешне не напоминает. Объяснили это так: классический хэтчбек – Kalina второго поколения, Granta же обладает более покатой крышей, кроме того, в ее экстерьере сохранился рудиментарный багажник. Отсюда и лифтбэк.

Кстати, стоит заметить, что последнее дизайнерское решение весьма положительно сказалось на экстерьере автомобиля – он стильный, достаточно современный и, можно сказать, стремительный. К тому же такая покатость заднего стекла в совокупности с аэродинамическими качествами обводов позволяет обходиться без заднего «дворника», как это было на 41-м «Москвиче». Впрочем, в комплектациях «Норма» и «Люкс» он все-таки предусмотрен. Видимо, таким образом, волжане решили перестраховаться, исключив появление повода для «народного тюнинга». На практике же третий поводок вряд ли понадобится. Дело в том, что «корма» новинки сильно напоминает SAAB 900 – классический лифтбэк, выпускавшийся с 1973 по 1993 годы – заднего «дворника» там отродясь не было, однако проблем с чистотой пятой двери не возникало.
Это был своего рода, комплимент… Если без шуток, на мой взгляд, экстерьер нового вазовского продукта получился на удивление удачным и гармоничным.

Чтобы закончить с внешностью вазовской новинки отметим, что ей вполне к лицу пришлись и новый передний бампер с увеличенным воздухозаборником, и видоизмененными нишами для противотуманных фар, и обновленные задние фонари.

Салон, кстати, тоже освежили. Здесь новый крой обивки сидений с декоративной белой строчкой, серебристая окантовка дверных ручек и решеток вентиляции на кокпите. Кроме того, боковины и задние части спинок передних кресел в старших версиях теперь обшиты более «носким» кожзамом.
Что же касается функциональных новшеств, то на передней панели появилась клавиша, открывающая пятую дверь, в комбинации приборов – указатель температуры двигателя… Помимо этого же, над машиной поработали и инженеры, изничтожившие «щелчки» при открывании дверей и сделавшие их ход более мягким. К слову, теперь ими не нужно хлопать, чтобы нормально закрыть. Перестали дребезжать при этом и полуоткрытые стекла. В общем, процесс доводки машины постепенно движется.

Но вернемся к практике: объем багажника лифтбэка на 40 литров меньше, чем у седана, но его проще трансформировать. В таком случае, полезная вместимость вырастет до 760 литров. Кроме того, спинка (разделена 30:70) укладывается вровень с полом багажника. Проблема в том, что при этом приходится пододвигать вперед передние кресла.

Естественно инженеры внимательно пересмотрели конструкцию кузова. Торсионная жесткость у лифтбэка меньше (чем у седана) по определению, поэтому пятидверной версии усилили крышу, пол в середине, среднюю часть лонжеронов, добавили усилители в задних арках и крыльях. По сравнению «Самарой», которую в вазовском модельном ряду заменил лифтбек, его кузов жестче в два раза, а по сравнению с Kalina первого поколения – на 10%.

С силовыми агрегатами все понятно – они уже давно известны по Kalina и Granta. В версиях «Стандарт» и «Норма» стоял 8-клапанный мотор в 87 «лошадок» с облегченным ШПГ, агрегатированный с пятиступенчатыми МКП – теми самыми, с новым тросовым приводом. А в тестовых «Люксах» 16-клапанный двигатель объемом в 1,6 литра с усиленным пакетом вторичного вала. Притом, он был представлен сразу в двух модификациях: 98 и 106 л.с. Работали же ДВС с японским «автоматом» Jatco.

К динамике и эластичности 16-клапанников вопросов нет, они вполне на уровне, силовой агрегат с АКП разгоняется не хуже чем версия с МКП, разница есть, разумеется, но ее практически не ощущаешь, да и по паспорту она не больше секунды. Правда на тест-драйве случилась с нашей командой некоторая коллизия: под конец мы пересели на версию с МКП. При выжиме педали сцепления передачи полностью не отключались. Трудно поверить, что кто-то из наших коллег (люди-то все-таки опытные) успели так быстро сжечь сцепление! Брак?!!

Что же касается ходовой части, то при ее доводке вазовские спецы использовали все свои последние наработки. Так, на люксовой версии установлены газонаполненные амортизаторы, более жесткие пружины и более толстые стабилизаторы. Благодаря модернизации вакуумного усилителя эффективней стали и тормоза – ход педали короче, усилие нарастает плавней, их информативность на вполне европейском уровне.
Я, как водитель, предпочитающий динамичную езду, с удовлетворением отметил, что по сравнению с седаном, эта версия лифтбека крепче «сбита», исчезла продольная раскачка, крены стали меньше, она более устойчива. Кому-то, наверное, не понравится более жесткая подвеска, но уверенное, вполне устойчивое поведение на дороге, пожалуй, компенсирует лишние вибрации. Кроме того, АВТОВАЗ позиционируют пятидверку как более молодежную модификацию Granta.

Впрочем, есть у нее и недостатки – шумоизоляция: колесные арки, словно диффузоры динамиков, стук камней по кузову не просто передают в салон, а многократно усиливают. Учитывая, тот факт, что «хэтч» всегда шумнее седана, поскольку багажник в нем не отделен от пассажирского отделения, его тольяттинцам следовало бы звукоизолировать получше. Хотя бы установив в колесных арках локеры с мягкими накладками, как это сделано на соплатформенном Datsun on-Do.

Еще можно посетовать на то, что у пятой двери малоудобная, «соскальзывающая» ручка. Коврик багажника, прикрывающий запаску, неплохо было бы снабдить петелькой, чтобы иметь возможность зафиксировать ее в поднятом положении. Ну, и над качеством поработать. В одной из двенадцати машин барахлили привод стеклоподъемника и кнопка открытия пятой двери, в другой поотлетали пластиковые накладки на дверных петлях, которые смягчили их ход, в третьей же не оказалось системы обогрева переднего стекла.

С другой стороны, если отнестись к этим недостаткам, как к мелочам, свойственным предсерийным экземплярам (а, похоже, что именно на них мы и ездили), топовый лифтбек, в общем-то, понравился. Думаю, покупателю придутся по вкусу и другие версии. И, прежде всего, по показателю цена-качество. Во всяком случае, версии «Стандарт», предложенные по цене от 314 тысяч рублей, легко составят конкуренцию большинству «китайцев», которые собраны, к слову, ничуть не лучше. По сути, в тот же сегмент попадает и стартующая с 346-тысячной отметки «Норма». Вот с «Люксом» сложнее. Цена такой машины от 419 до 477 тысяч рублей. Многовато! За 474 тысяч можно купить Renault Sandeo Prestige, то есть конкурировать придется уже с «европейцами». И Datsun, напомню, будет стоит примерно столько же… Решение лежит на поверхности – снижение цен. Однако до этого вряд ли дойдет. Увы, АВТОВАЗ за всю свою постсоветскую историю демпингом никогда не занимался. Напротив, увеличивал ценники при первой же возможности. Вопрос, стало быть в том, сумеют (захотят) ли на «АВТОВАЗ» не снижая, а даже увеличивая набор «фишек» в комплектации версий Granta лифтбек LADA, и продолжая успешно начатый курс на повышение качества продукции, не повышать, а даже несколько снизить цены на эту модель. Во всяком случае, у китайцев такое получается.