Чем автопилот Google угрожает мировому автопрому

Разговоры о «беспилотных» автомобильных системах ведутся настолько давно, что многим даже надоесть успели, тем не менее, процесс создания полноценного автопилота близок к завершению. Но проект Google может стать серьезной угрозой для безопасности.

Несколько дней назад стало известно о том, что Google собирается приступить к новому этапу реализации своего проекта по созданию автономных машин. Притом, речь о чистых «беспилотниках», в которых не будет ни руля, ни педалей – ничего, что предполагает участие человека в процессе управления. Как сообщил во вторник в ходе специальной пресс-конференции Сергей Брин, компания планирует создать парк, состоящий из сотни тестовых машин, после чего продолжить активные испытания системы.

Притом, это будут машины, разработанные и построенные специально для Google, что свидетельствует о весьма амбициозных планах. Прежде там пользовались автомобилями сторонних производителей, тогда как переход к авто собственной конструкции будет свидетельствовать о стремлении к полной независимости, которая, в перспективе, позволит корпорации с легкостью залезать в весьма пухлые кошельки главных игроков на мировом автомобильном рынке.

Последних такая перспектива, разумеется, не радует. Во-первых, многие концерны уже вовсю тестируют собственные беспилотные системы, но гонку с Google они явно проигрывают. Справедливость этого высказывания, в частности, подтвердил один из топов GM Марк Рейсс, отвечающий за перспективные разработки. Разумеется, менеджер постарался изобразить хорошую мину, намекнув собравшимся о том, что концерн не собирается соревноваться с калифорнийскими разработчиками и разрабатывал бы свой комплекс в любом случае. Тем не менее, большинство экспертов в этой области не без оснований полагает, что скорость в данном случае будет иметь решающее значение.

Тут стоит напомнить, что из автомобильных компаний наиболее близко к финишной ленте подошла шведская Volvo, около месяца назад начавшая дорожные испытания автопилота. Достаточно серьезных успехов добился и Nissan. GM, Ford, BMW, Mercedes и ряд других производителей также работают над автопилотами, но пока столь же впечатляющих результатов не добились.

Создание подобных систем стоит крайне дорого, поскольку требует от компании не только определенного уровня технической готовности, но создания весьма сложного софта, который, собственно, и будет обеспечивать бесперебойную работу комплекса. Это далеко не всем под силу, однако, учитывая появление на рынке независимого поставщика готовой технологии, позволит таким автопроизводителям получить результат раньше тех, кто сделал ставку на собственные силы. Таким образом, скорость в данном случае играет роль весьма немаловажную.

Не меньше давит на автопром и потенциальный спрос. Несмотря на то, что тот же Марк Рейсс не видит серьезных угроз для производителей обычных авто, полагая, что «беспилотники» в ближайшее время не смогут отвоевать у них даже крупные мегаполисы. Исследования IHS Automotive свидетельствуют о том, что автономные машины, наряду с электромобилями в ближайшие два десятилетия смогут занять весьма существенную долю потребительского рынка, а их общее количество вырастет до 12 миллионов. Мало того, к 2050 году таких автомобилей будет продаваться подавляющее большинство.

Однако, в этих аспектах на самом деле кроются весьма серьезные проблемы. Жесткая конкуренция в этом сегменте определенно спровоцирует «гонку вооружений», расхлебывать последствия которой придется покупателям. Массовое внедрение беспилотных комплексов потребует серьезного изменения ценовой политики (в частности, аналитики IHS Automotive полагают, что в конечном счете стоимость полноценной системы составил от 5 до 7 тысяч евро), но в то же время, гонка вынудит производителей машин экономить на всем, что только можно. Толщина металла, ресурс агрегатов, надежность программного обеспечения... Все это может стать разменной монетой. Тут можно провести аналогии с недавними сервисными отзывами GM и Toyota, затронувшими миллионы автомобилей по всему миру. В большинстве случаев проблемы носят «электронный» характер, и их корни были заложены в те времена, когда автопром переживал очередные технологические вспышки.

На Google, который не является производителем машин, в данной ситуации ничего не давит – он просто доводит до ума очередную электронную систему. О традиционных игроках такого не скажешь: мало того, что они находятся в состоянии постоянной конкурентной войны, на них также влияют нормы экологического регулирования, постоянно нормы обеспечения активной и пассивной безопасности, теперь же они обрели еще и весьма серьезного технологического соперника, опережающего их по уровню готовности.

К слову, в свете грядущего появления «беспилотников», на первый план выходит еще и уровень обеспечения конструктивной целостности машин. Уже сегодня Страховой институт дорожной безопасности США (IIHS) отмечает, что автомобили, оборудованные системами превентивного автоматического торможения, в сериях краш-тестов получают более высокие оценки, нежели авто, подобными системами не оснащенные. Формально, это свидетельствует о повышении уровня безопасности, однако, никто не даст гарантию, что роль электроники в итоге окажется переоцененной, а машины не станут делать из фольги, скрепленной полимерным клеем. Мол, они же все равно не будут попадать в аварии...

Повторимся, что разменной монетой здесь также станет и ресурс самого автомобиля: высокая себестоимости производства вкупе с низкой маржой, обусловленной постоянными маркетинговыми войнами, потребует увеличения оборота, тогда как наиболее быстрый способ его достичь – ограничить срок жизни автомобиля гарантийным сроком, пролоббировав при этом увеличение локальных налогов на старые машины. Подобный подход в свое время отлично сработал в Японии, сейчас активно внедряется в Европе и США с той лишь разницей, что в XXI веке главным врагом человечества объявили автомобильный выхлоп. Так вот, ресурс в такой ситуации клиента волновать уже не станет. В любом случае, владеть старой машиной ему будет не выгодно, производитель же получит возможность в очередной раз сэкономить. Кроме того, таким образом сама собой решится и проблема высокого товарооборота на вторичном авторынке (он до сих пор выше, чем на рынке новых авто). Автомобиль же из относительно долгосрочной инвестиции окончательно превратится в покупку, рассчитанную на два-три года. Мы верхнюю одежду с той же периодичностью покупаем. Однако, не стоит думать, что клиент останется в выигрыше, поскольку упадет лишь стоимость производства «скорлупы», а, проще говоря, кузова. Инфляция же, равно как и стоимость внедрения новых технологий (в частности, того же автопилота) приведет к новому витку подорожания, притом, вас не спросят хотите ли вы платить за «беспилотник», затраты на него, в конечном счете, будут равномерно распределены по ценникам всех автомобилей в линейке. Без исключений.