Как проверить, не находится ли автомобиль в залоге

С расцветом в стране института автокредитования, когда 40-50 процентов новых автоприобретаются на заемные деньги, а часть «отдается» финучреждениям в качестве обеспечения других кредитов, купить заложенную в банк машину — проще простого

И самое печальное, что сегодня со стопроцентной гарантией узнать, заложен автомобиль или нет — нельзя. И это несмотря на то, что с 1 июля в стране работает в открытом доступе Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества.

Но ресурс reestr-zalogov.ru до сих пор, похоже, работает в тестовом режиме. По крайней мере, забив туда стопоцентно находящийся в залоге автомобиль, я получил унылое «всего найдено 0 записей, уточните условия поиска». И это при том, что ПТС авто находится в сейфах очень известного банка. Но даже когда этот портал (самый главный источник федерального уровня, между прочим!) заработает, совершенно не факт, что заложенный автомобиль будет в нем числиться!


Дело в том, что закон не обязывает кредитные организации подавать в реестр сведения о находящихся у них в залоге машинах, а только рекомендует это делать. Но банки не спешат поделиться такой информацией. И не потому, что придется потратиться (каждое уведомление обойдется банкиру в 100 рублей, что даже при большом портфеле выданных кредитов не очень разорительно). Просто резону суетиться нет. Банк даже не станет разыскивать мошенника, продавшего заложенный автомобиль, а просто изымет его у нового владельца. Суды здесь в 99% случаев стоят на его стороне, а не добросовестного приобретателя.

— Тот факт, что залоговый автомобиль на момент предъявления банком требований находится в распоряжении лица, которое не фигурирует в банковском договоре, никого не волнует, ведь залогом обременен автомобиль, а не сам заемщик, — поясняют эксперты интернет-сервиса ruvin.ru. — Банк даже не интересует местонахождение самого заемщика, установить которое, к слову, совсем непросто. Его розыск сопряжен со значительными временными затратами и денежными расходами, а усилия могут и не принести результата. Поэтому банки предпочитают не связываться с подобными хлопотами, изымают залоговое имущество, проводят его реализацию и закрывают кредитный договор, возвращая выделенные средства и получая запланированную прибыль...


Кстати сказать, ruvin.ru — один из немногих на сегодняшний день ресурсов, обладающих очень серьезной базой — 3 000 000 заложенных транспортных средств. Причем она постоянно обновляется, поскольку этот «справочник» убедил более, чем 90 банков (увы, но ВТБ24 и Сбербанк не в их числе) и три крупнейших в стране бюро кредитных историй предоставлять ему соответствующую информацию. Интересующий вас автомобиль ссервис проверит сегодня за 199 рублей (оплатить можно банковской картой, через Яндекс Деньги, со счета мобильного телефона). Плачу, секунду жду ответа. Есть, проверяемый автомобиль находится в залоге у «Альфа-банка».

Впрочем, как уже говорилось, стопроцентной гарантии «залоговой» чистоты не даст ни один существующий ресурс, даже такой мощный. Поэтому имеет смысл воспользоваться всеми более-менее стоящими. Ведь может оказаться, что в партнерах того же ruvin.ru не числится какой то мелкий провинциальный банчишка. Поэтому следующий серьезный ресурс, это, безусловно, http://www.banki.ru/ .

Упс! Пройдя довольно утомительную регистрацию и заплатив за услугу 300 рублей, узнаю, что порталом информация о залоге по моему кредитнному Ford Focus не обнаружена! Что ж, продолжаю изыскания, тем более, что следующий ресурс https://avtokod.mos.ru/ совершенно бесплатен, надо только быть зарегистрированным на портале gosuslugi.ru.

«Автокод» задумался минут на 15, но все-так выдал более, чем правдивую информацию: и о залоговом обременении, и о числе ДТП, и даже о сроках прохождения машиной ТО. В принципе, два попадания из четырех — отменный результат для потенциального покупателя моего авто чтобы понять: с этой машиной связываться не надо. И, тем не менее, тестирую еще один источник — Национальное бюро кредитных историй (http://www.nbki.ru/servicescredit/check_auto/) .

Увы, но, как оказалось, его услугами могут воспользоваться только коммерческие организации. Удовольствие стоит теже 300 рублей. Выписка предоставляется на основании запроса, содержащего VIN автотранспортного средства (VIN) или, в случае его отсутствия, номер ПТС.
Впрочем, партнером НБКИ выстуает Агентство кредитной информации (http://www.akrin.ru/services/cars/), куда могут обращаться и физлица.

Стандартные 300 рублей агентству можно перечислить электронным платежом, через отделение Сбербанка или терминалы Элекснет. В базе залоговых авто этого ресурса, а он ведется с 2011 года, содержится 1,5 млн. автомобилей. Среди которых, правда, «тестового» Ford Focus не оказалось. Неужели уважаемая структура не работает с «Альфа-банком»? Узнать это не представляется возможным, поскольку специалисты сервиса, «не могут озвучить список банков. Информация попадает в базу по мере ее передачи из банка» и поэтому «отсутствие транспортного средства в базе не означает, что он не заложен, так как информация об этом могла быть не передана банком».

Такой же ответ дал мне и сайт vin.auto.ru: «Информация о залоговых обязательствах в по VIN-коду X9FKXXEEBKCY54872 отсутствует». А вот это уже совсем ни в какие ворота не лезет, поскольку «Альфа-банк» значится среди десяти других банках-партнерах сервиса. При этом фактическое существование моего автомобиля vin.auto.ru признал и даже дал расшифровку VIN-кода!

И самое печальное в этой истории, что, как уже говорилось в начале публикации, жертвой мошенников может стать даже покупатель нового — прямо из салона — автомобиля. Ничего не подозревающий покупатель приходит в салон и выбирает автомобиль. Даже имея информацию о махинации с залоговыми автомобилями на вторичном рынке, ему и в голову не может прийти, что жертвой обмана можно стать в таком приличном месте. Естественно, на подпись предлагаются совершенно «чистые» документы, не вызывающие никаких подозрений.

А вот что происходит «по другую сторону прилавка». Автосалон принимает на баланс автомобили от дилера, работающего в тесном контакте с производителем, проводит полную или даже частичную их оплату, а затем тут же оформляет кредит под эти автомобили. Затем быстро распродает имеющиеся автомобили по несколько сниженной цене, при этом успевая набрать заказов на другие модели, которых нет в наличии и получить за них предоплату. После чего салон скоропостижно закрывается, автомобили, которые не успели разойтись, продаются уже по другим схемам, в которых фигурируют подставные лица.

После уплаты средств по договору купли-продажи сценарий развивается однообразно – банк через ГИБДД находит свой залог и требует у клиента вернуть его. К этому моменту салон уже прекращает свою работу и открывается в новом месте под другими юридическими документами.

…Другими словами, остаться и без машины, и без денег сегодня серьезно рискует покупатель практически любого авто. И в этой связи совершенно непонятно, почему государство, как уже говорилось, только рекомендует банкам участвовать в составлении реестра залоговых авто, а не принуждает делать это в обязательном порядке. При этом, на наш взгляд, в реестр должны попасть все машины, ставшие залоговыми за последние десять лет.