Из жизни – в гонки

«Формула-1» – постоянный донор инноваций для обычных машин: от зеркал заднего вида до систем рекуперации типа KERS. Но и гоночные болиды заимствуют идеи у серийных автомобилей. На этот раз выясним, что перешло в самую известную в мире гонку из массовой автоиндустрии.

Мы привыкли к мысли, что на разработки гоночных автомобилей брошены основные силы инженерных гениев. Для мира высоких скоростей придумываются все инновации, которые затем по остаточному принципу можно адаптировать и для обычных серийных машин. Так произошло, например, с банальными зеркалами заднего вида. А что насчет технологий, которые болиды «королевских гонок» позаимствовали у обычных машин?

На чем бы они ездили?

Прежде всего, без автомобиля, который, как известно по Ильфу и Петрову, изобрел пешеход, не было бы самих гонок. Соревноваться новоявленные автомобилисты начали чуть ли не сразу после появления самодвижущихся экипажей – первая гонка состоялась в июле 1984 года на 126-километровом маршруте Париж-Руан. В ней принимали участие самые разнообразные «безлошадные» транспортные средства – на пару, керосине, бензине и даже электричестве.

В 1985 году прошла вторая гонка, дистанция которой составляла уже 1200 км. В ней впервые участвовал автомобиль с пневматическими шинами, изобретенными Андре Мишленом. Причем изобретатель не побоялся лично принять участие в заезде, но проиграл.
В целом же в те времена гонки были лишь экзотическим развлечением, которое использовало уже применяемые в первых машинах технологии. И лишь с их развитием интерес к соревнованиям растет и становится уже отдельной страстью и донором инноваций. Но и потребителем массовых технологий тоже.

Пристегните ремни
Ремни безопасности, которые стали неукоснительным требованием в России только в 2000-х годах, изобретены аж в XIX веке — патент был выдан в 1885 году. Пятиточечный ремень безопасности был разработан в 1903 году. Тем не менее, гонщики «Формулы» предпочитали не пристегиваться, считая, что при столкновении лучше быть выброшенным из машины, чем заблокированным в горящих обломках. Вспоминаете себя, любители забрасывать ремень за сиденье?

Тем временем в конце 1950-х инженер по безопасности шведской Volvo, синонимом которой давно стало слово «безопасность», по имени Нильс Болин разработал трехточечный ремень. Эта схема впервые была использована на серийном автомобиле Volvo PV 544 в 1959 году. И только в 1960-х годах ремни безопасности стали применяться на болидах F1.

Мотор сзади?
Одним из первых заднемоторных автомобилей был легендарный Volkswagen «Жук», дешевый «народный» автомобиль, который Фердинанд Порше разработал по заказу Адольфа Гитлера. И в гонках Гран При в 1934-1939 гг команда Auto Union использовала заднемоторные болиды конструкции Порше.

Однако управлять ими было непросто. В «Формуле-1» впервые стали использовать автомобили с заднемоторной компоновкой от британской компании Cooper, преимуществом которых была хорошая управляемость, а недостатком – слабый мотор.

Я сам не смогу
Удивительно, что прогресс в развитии гоночных автомобилей тормозит сама Международная федерация автоспорта (FIA) с ее строгими регламентами. Но консервативными они кажутся только на первый взгляд. Многие электронные системы помощи водителю запрещены, чтобы соревнования были более честными, а человеческий фактор не уходил на задний план.

Например, о системе, которая бы предотвращала пробуксовку колес и потерю сцепления с дорогой, мечтали чуть ли не с начала автомобильных времен. Первый патент пришелся на долю компании Bosch еще в 1936 году. На серийные машины антиблокировочную систему начали устанавливать в качестве опции в середине 1970-х , причем речь шла о представительских автомобилях, а дополнительная функция ABS – противобуксовочная система – появилась на Mercedes-Benz S-Class уже в 1987 году. До «Формулы-1» противобуксовочная система добралась только спустя три года – ее опробовала компания Ferrari, однако в 1994 году FIA запретила ABS и TCS, наравне с другими эффективными помощниками – такими как «лаунч-контроль» и активная подвеска.

Эра турбо
Нам сложно поверить, но практически все технологии, которые преподносятся как современные, были изобретены еще в начале эпохи автомобилестроения. В частности турбонаддув был запатентован аж в 1911 году – Альфред Бюхи получил за счет нагнетания при помощи выхлопных газов увеличение мощности на 120%. Первыми массовыми автомобилями с турбинами стали Chevrolet Corviar Monza и Oldsmobile Jetfire в 1962-1963 гг.


В «королевских гонках» так называемая эра турбо началась в 1980-х. Первым болидом с наддувным двигателем стал Renault в 1977 году. Однако в 1984 году FIA приняла решение ограничить скорости, в связи с чем в 1988 году был введен лимит на допустимое давление наддува, а в 1989 году компрессоры в «Формуле-1» были вообще запрещены.
Однако массовые производители сумели оптимизировать работу турбокомпрессоров, не принося в жертву расход топлива и ликвидировав задержки при включении турбины. И турбированные моторы возвращаются в главные гонки лишь в 2014 году – это наддувные двигатели V6 объемом 1,6 литра с системой рекуперации энергии, оснащенные 8-ступенчатой коробкой передач.

…И получается парадоксальная ситуация: регламент F1 порой отстает от развития массовых автомобильных технологий и команды нуждаются в том, чтобы определенные технические решения сначала были доведены до ума в серийных машинах. По словам легендарного гонщика Алена Проста, многие зрители недовольны нынешними ограничениями в «Формуле-1» – отсутствие новых технологий делают гонки не столь интересными.