ТОП-5 гоночных технологий: чем обязаны?

Очень часто во время презентации новых автомобилей крупных всемирно известных брендов, мы слышим о неких технологиях, перекочевавших в модель прямиком из гонок. Но чем реально мы обязаны гоночному миру? Разберемся, за что можем благодарить автоспорт.

Автопроизводители тратят на спортивные программы миллионы и миллиарды денег в разных валютах. Думаете, за просто так? Нет, за все это спортивное пиршество приходится расплачиваться нам с вами при покупке нового автомобиля. Компании говорят, что на автоспорте они оттачивают новые технологии, но какие именно?

Свет мой, зеркальце

Самая необычная технология, пришедшая из автогонок, — зеркало заднего вида. Да, именно его в 1911 году впервые применили на спорткаре Marmon Model 32 Wasp, участвовавшем в гонках «500 миль Индианаполиса». Таким образом гонщик получил преимущество перед всеми другими пилотами, так как мог лучше видеть соперников. А до него на всех машинах водители пользовались карманными зеркальцами.

А вам какой привод?

Передний привод сейчас используется большинством автопроизводителей на планете. Даже те, кто когда-то строил свой успех на приверженности исключительно к заднему либо полному приводу — BMW и Mercedes-Benz — давно замолчали на этот счет, выпустив целую линейку переднеприводных машин. И правильно сделали, ведь это не только дешевле, но и позволяет существенно расширить пространство в салоне. А на скользком покрытии автомобиль получает преимущество над заднеприводным аналогом. Однако изначально передний привод был разработан исключительно для использования в автоспорте. В начале XX века гонщики снижали таким образом массу болида, так как необходимость в тяжелом карданном валу отпадала. Та же история с полным приводом — впервые он был сделан в 1903 году для гоночного автомобиля, который, правда, никогда не участвовал в гонках. Но до 1965 года в серийном производстве полноприводных легковых машин не было.

ABS для Ferguson P99

Без ABS в России продается, пожалуй, меньше процента автомобилей. В Европе, США, Японии и многих других странах продажа машин без антиблокировочной системы и вовсе запрещена. На базе ABS построено множество электронных помощников: система распределения тормозных усилий, антипробуксовочная система и система стабилизации движения. Впервые она была использована в авиации, а первым автомобилем с ABS фирмы Dunlop Maxaret стал спортивный болид Ferguson P99 для гонок «Формулы-1». Теперь же антипробуксовочную систему активно внедряют даже на мотоциклах.

Сомнительные лепестки

Подрулевые лепестки не редкость даже на бюджетных машинах стоимостью до миллиона рублей. Но именно они сначала были прерогативой гоночных машин «Формулы-1». Возможность переключать передачи автоматизированной трансмиссии, не отрывая руки от руля, появилась в 1989 году. Правда, целесообразность их использования все еще остается под вопросом, особенно в каких-нибудь внедорожниках. Как-то раз руководство компании Porsche оправдывалось за то, что их машин нет в «Формуле». Тогда в качестве аргумента представители немецкой фирмы сказали, что «королевские гонки» никак не связаны с серийными автомобилями. Ну, да. Есть ли сейчас хоть один современный спорткар Porsche с «роботом» PDK или «автоматом» без подрулевых лепестков, а?

А дискам по барабану

Тормозные системы изначально развивались на серийных машинах, но в 1902 году Renault выпустила первый автомобиль с барабанными механизмами и дальнейший прогресс оказался попросту не нужен. Однако в гоночных машинах скорости росли гораздо стремительней и важность эффективного замедления болида вынудила конструкторов разработать дисковые тормоза, которые используются до сих пор. Неважно, карбон-керамические ли у вас диски или чугунные, 8-поршневые суппорты или скобы — тормоза всех современных машин основаны именно на таком принципе, а число барабанных механизмов стремительно приближается к нулю.