Peugeot 2008: не блестящий выбор

Городской кроссовер, микровэн, универсал или хэтчбек… Французы предлагают каждому потенциальному клиенту разглядеть в Peugeot 2008 что-то свое, особенное. Но ничего особенного в этой машине нет и быть не могло...

PSA просто не с чем экспериментировать. Да и не на что. Лет пять-шесть назад концерн еще мог позволить себе хорохориться, диктовать условия правительству, грозить профсоюзам, но первая волна кризиса сбила всю пену и руководство PSA вдруг осознало, что мировые финансовые трудности — не тетка и сдержать непрофильные активы дороже, чем продать их за бесценок. А менеджеры вполне могут обойтись без бонусов и лишнего нолика в годовой зарплате. Французы в итоге реализовали все, что можно было реализовать, закрыли все, что можно было закрыть и уволили всех, кого можно было уволить. В итоге, они даже китайцам продались, но те, как ни странно, пару товарных вагонов с золотом так и не отправили, подойдя к процессу крайне аккуратно и сдержано, из-за чего компании пришлось самостоятельно искать пути выхода из кризиса. Но она это сделала, начисто обновив половину модельной линейки.

Иными словами, Peugeot 2008 появился на свет не просто так. В середине «нулевых» он бы выглядел довольно глупо, теперь же смотрится вполне обоснованным. Как минимум, он позволил создателям серьезно сэкономить. Как максимум, — поможет им вернуться в «большую игру».

Сразу отмечу, что все сказанное выше актуально для Европы. В России же 2008-й каких-либо осязаемых перспектив не имеет в принципе. Да, кому-то может понравиться то, что он сделан на стыке сразу четырех сегментов — обычных городских хэтчбеков, MPV, универсалов и кроссоверов. Где-нибудь во Франции или в Италии это без сомнения оценят. У нас же ему не хватает самой малости. Мы почти смирились с тем, что при бюджете в миллион с небольшим «хвостиком» полный привод не получим. Nissan Juke сюда еще с трудом, но вписывается, рядом с ним УАЗ и несколько «китайцев», но это все, что вам предложат.

В общем, принципиальное отсутствие полного привода в 2008 никого не смутит. Однако кому в нашей стране интересен кроссовер, не способный гарантированно на бордюр забраться? Nissan с его микроскопическими свесами на него запрыгнет, Peugeot же начисто снесет себе бампер. И это выглядит серьезной проблемой, которая в нашем случае хоронит любые преимущества этого авто, а заодно и труды французских селекционеров.

Не поймите превратно: если отвлечься от специфики использования, автомобиль мне вполне понравился. По крайней мере, по части практичности. В длину он едва крупнее базового Peugeot 208, но я не ожидал, что в него можно без проблем поместить велосипед с 20-дюймовой рамой, ничего при этом не снимая. Понятно, что второй ряд сидений при этом пришлось трансформировать, а переднее колесо опустить в зазор между диваном и пассажирским креслом. Но в более крупных машинах мне приходилось делать то же самое.

Второй немаловажный момент — дизайн. 2008-й получился вполне себе модным. Не просто потому, что на него примерили новую корпоративную «одежку» (кардинальное изменение стиля было жизненно необходимо), но потому, как тут все скомпоновано и в каком виде предложено клиенту. Я намеренно не стану сравнивать его ни с донорским 208-м, ни с более крупным 3008, хотя общие черты можно найти в обоих случаях. Эта модель вполне своеобразна. И смотрится если не здорово, то, как минимум, необычно. Привлекает внимание, что с автомобилями случается все реже.

Печально, что все эти стилистические выкрутасы на самом деле абсолютно бесполезны. На пассажировместимость они никоим образом не влияют. Да, 2008-й выше и чуть длиннее базового хэтчбека, то есть места внутри пусть не намного, но больше. Кроме того, он явно практичнее. И все же, вряд ли его можно назвать более вместительным. Если спереди сядут люди ростом чуть выше среднего, сзади места останется как раз на двух 8-9-летних детишек. Их можно и в 208-й посадить, но тут они хотя бы ноги нормально разместят. В теории сюда можно и пару взрослых «воткнуть», ноя не уверен, что им будет хоть сколько-нибудь удобно.

Впрочем, комфорт в машинах PSA — параметр весьма условный. Французы гордятся своими корнями, повадками, управляемостью, чуть что напоминая то о 205-й модели, то о взорвавшей рынок 306-й. Но садясь в каждый новый автомобиль, независимо от того, Peugeot это или Citroёn, вы понимаете, что ваша посадка напрямую зависит от той суммы, которая означена в базовом ценнике модели. Проще говоря, чем он дешевле, тем хуже. Если в Peugeot 508 или в DS5 на подгонку кресла у меня уходила лишь пара минут, здесь найти правильное положение я так и не смог: либо руль слишком далеко, либо потолок на макушку давит. Не искоренена и традиционная «французская болезнь» — слишком короткая подушка, из-за которой ноги в буквальном смысле висят над тоннелем. В итоге, через полтора-два часа после старта они начинают отваливаться. Даже в машине с «автоматом». Разумеется, тут нельзя исключать субъективные факторы, тем не менее, этот недостаток за машинами концерна ни единожды замечал не только я, но и мои коллеги.

В общем, я бы не стал утверждать, что 2008-й — безоговорочно удобная машина. Ее компоновка предполагает большую варриативность, ее салон легче и проще трансформировать, что дает ей определенные преимущества и перед одноплановыми хэтчбеками, и даже перед кроссоверами. Но, как любой другой гибрид, по целому ряду позиций он им существенно уступает. В частности, заметно дороже первых, а учитывая те изменения, что были внесены в шасси (новые пружины, новые амортизаторы и, как следствие, увеличившийся на 25 мм клиренс), он еще и в управляемости потерял (хотя по сравнению с субкомпактными SUV, рулится, в общем-то, неплохо).

На фоне же кроссоверов, как я уже говорилось, автомобиль явно проигрывает в геометрии. Что Juke, что не продающийся у нас Renault Captur, что готовящийся к запуску Ford EcoSport однозначно выше даже в моноприводных исполнениях. В данном случае я намеренно не заостряю внимание на принципиальном отсутствии у Peugeot системы полного привода, поскольку большинство таких автомобилей продаются с передними ведущими, хотя «клюв» у 2008-го мог быть и покороче. Возможно, его имело смысл подрезать, как это сделано на Tiguan в версии Track&Field, может, придумать что-то еще, но в данном виде «француз» внедорожником не является даже номинально.

Система Grip Control тут установлена, полноценный АWD она заменить не в состоянии, но помочь в сравнительно сложных ситуациях — вполне. Любая из четырех предустановок («трасса», «грязь», «снег» и «песок») меняет настройки ABS и чувствительность системы стабилизации, так что риск сесть на брюхо или потерять авто в повороте при должном обращении заметно снижается. Главное, не забывать, что этот Peugeot все-таки моноприводный и если речь об укатанной дороге, прогнозировать ситуацию хотя бы на полтора шага вперед, если о луже — все делать по возможности в движении.

Но именно в последнем случае 2008-му не хватает геометрии. Я не пускал его во все тяжкие, но три-четыре раза на грунт он все-таки «ухнул» (не сильно, но достаточно гулко). Вряд ли автомобиль сможет повторять подобные подвиги бесконечно долго: не бампер, так боковой обвес рано или поздно вы точно сорвете.

И все же, тут стоит похвалить производителя за подвеску: по грунтовке авто едет превосходно. В данном случае я имею ввиду не накатанную в поле колею, но стандартную дачную дорогу, засыпанную укатанной ПГС. В принципе, водитель может выбрать и более сложный путь, однако здесь всегда есть вероятность упереться в непреодолимое (по геометрическим соображениям) препятствие, которое вынудит повернуть назад. Вот на песко-гравийке вполне можно жать «на все деньги». Во-первых, автомобиль на ней продолжает оставаться крайне послушным и управляемым. Руль в таком случае становится чрезмерно легким, но вряд ли вы сможете найти в этом классе машину, которая обладает лучшей управляемостью. Во-вторых, пока под колесом не окажется каменюка размером с половину кокосового ореха, вам вряд ли грозит что-либо серьезное — неровности среднего размера шасси «глотает» вполне прилично, не дребезжит и не напрягает лишними вибрациями.

Тут важно выбрать правильный режим Grip Control: стандартные трассовые настройки на сыпучих поверхностях — не лучший выбор — система стабилизации в Peugeot и без того слишком чувствительная, тут же она душит мотор при малейшем подозрении на снос.

Впрочем, в нашем случае эта особенность была не так уж и актуальна. Под капотом Peugeot стоял 1,6-литровый VTi 115. Тот самый доработанный с помощью VTi мотор, который французы с недавних пор ставят на бюджетный седан 301. Не самый хороший двигатель. Хотя лично я склонен полагать, что основная проблема кроется не в самом моторе, а его окружении.

Если в MINI его донор (аналогичный по объему 120 VTi) агрегатировался с достаточно скорострельной АКП ZF, французы предпочитают использовать коробку AL8. «Восьмерка» в ее индексе свидетельствует лишь о факте модернизации. На самом же деле мы говорим об одном из самых неудачных «автоматов» современности — AL4, у которого на сегодняшний день осталось одно достоинство — низкая себестоимость.

Он технически не может работать с современными высокооборотистыми движками, ибо рассчитан на старые малообъемные моторы. Может, я ошибаюсь, но до сих пор не встретил ни одного автомобиля, где эта коробка работала хоть сколько-нибудь эффективно и правильно.

А теперь представьте, что какой тандем он образует с мотором VTi. Коробка настроена на спокойную езду в диапазоне от 1800 до 2400 оборотов. Движок же, напротив, любит забраться повыше. Если он агрегатирован с МКП, шансов заглохнуть на старте даже больше, чем в машине, оснащенной начальной 82-сильной «трешкой». Немцев такие мелочи никогда особо не смущали, поскольку они всегда знали, что компенсируют недостаток с помощью трансмиссии. Французы же решили не заморачиваться, оставив все, как есть.

Не вышло! Тяги внизу как не было, так и нет. А учитывая наличие в системе гидротрансформатора, разгон получается крайне вялым и неэффективным. Второй момент — динамика. Коробка борется с двигателем во всем диапазоне скоростей: он жаждет большего, трансмиссия же его постоянно осаживает, стремясь перейти на третью или сразу на четвертую. Мотор, в итоге, постоянно «захлебывается», а водитель, чертыхаясь, прожимает акселератор. Что, кстати, бесполезно, ибо быстрее автомобиль все равно не разгоняется, но расход топлива вырастает примерно на 20%. Если в относительно спокойном режиме перемещений вы имеете шанс уложиться в 7-7,5 литров, противостояние приводит к тому, что показатель топливной экономичности вырастает до 8,5 литров. Его можно и под 9 литров загнать, но без толку — быстрее все равно не поедете.

И, пожалуй, в том и заключается главный недостаток этой машины. Концептуально 2008-й очень даже неплох. Отбросив условности, мы говорим о вполне приличном городском автомобиле, рассчитанном на молодую семью с одним или двумя детишками, который хорошо выглядит, прилично рулится, позволяет водителю съезжать с асфальта и регулярно выбираться на природу. В такой ситуации я даже готов согласиться с ценником. В любом случае, ничего столь же оснащенного, более вместительного и притом еще полноприводного в этом сегменте вы точно не купите, тогда как Grip Control даст Peugeot определенное преимущество перед моноприводниками. Но если автомобиль не в состоянии нормально ехать, этого уже не исправить, какими опциями и бонусами нас не завлекали. В этом плане 2008-й не просто скучен — он разочаровывающе плох и ужасен. Но коли он вам действительно интересен, дождитесь появления турбированной версии начального с движком 1,2 л. Или берите машину с базовым агрегатом. Но боже упаси вас от этого безобразнейшего «автомата». Он портит все: и машину, и впечатление, и отношения между брендом и водителем.