Отдых в выходные: назад в будущее в Великих Луках

Город-щит на западных границах России способен удивить не только древними постройками, старинным вокзальным депо и вкусным кофе, но и аномальной погодой. Окунувшись в октябрь в середине лета, мы умудрились разглядеть за дождем обаяние Великих Лук.

Поездка в Великие Луки в прекрасный солнечный денек превратилась в путешествие во времени. Нет, речь не про советские архаизмы в гостиницах. И даже не о без малого 850-летнюю историю этого древнего города. Наоборот, мы с Volkswagen Amarok неожиданно оказались в будущем — в октябре.

По свежему асфальту

В субботнее утро в Московской области ярко светило солнце, аккуратные белые цифры на приборной панели пикапа показывали 25 градусов тепла, а под колесами расстилался идеально ровный шелковистый асфальт Новорижского шоссе — даже на тех участках, где еще продолжается реконструкция. Amarok, забыв про все свои рессоры, не покачиваясь летел по трассе. Нам предстояло проехать около 450 километров на запад от столицы.

Новорижское шоссе, или трассу М9, по которому от Москвы можно добраться до границы с Латвией и отправиться прямиком в Ригу, наконец отремонтировали на всем протяжении. Даже по проклятой Тверской области ехать теперь — сплошное удовольствие: отличное покрытие, свежая разметка, столбики по обочинам. Правда, на территории Псковской области асфальт начинает немного гулять волнами, что заставило пикап вспомнить о раскачке.

Уже в Тверской губернии небо стало затягивать облаками, а при въезде на Псковщину Amarok нырнул в серую мглу Стивена Кинга — стена дождя, морось, туман и около +15 градусов! В Псковской области уже наступил октябрь и Великие Луки оказались в эпицентре осени.

Ж/д-проблемы

Этому городу не привыкать принимать на себя удары — он издревле был приграничным, опорным пунктом в Западном порубежье на протяжении восьми веков, городом-щитом. В 2016 году Великие Луки будут отмечать 850-летие со дня первого упоминания в летописях. Если верить легендам, в этих местах бывал киевский князь Олег, его супруга княгиня Ольга крестила местных жителей в 961 году, а их сын Святослав набирал себе здесь дружину. Позже город становится и крупным торговым постом, и промышленным центром. Великие Луки неоднократно сгорали в бесконечных войнах и осадах и отстраивались заново.

Дороги, видимо, тоже отстраивались неоднократно, но их состояние далеко от идеального (зато на заправке «Статойл» на въезде по Великолукскому шоссе (Р51) предлагают потрясающе вкусный латте с бонусным мороженым). Крупный инфраструктурный недостаток — железнодорожные переезды на подходах к райцентру, на которых можно потерять много времени. Что поделать: Великие Луки — крупный транспортный узел. Здесь необычный вокзал — выход на платформы с обеих сторон, а в город — с торцов. Сохранилось и старинное веерное депо.

Как и во всяком крупном древнерусском городе, в Великих Луках полно церквей, есть два монастыря. Зарегистрирована и католическая община: тут исторически много переселенцев из стран Балтии. В хорошую погоду можно прогуляться по городскому парку, в котором есть лодочная станция и аттракционы. Широкая река Ловать делит город пополам, а на ее берегах немало уютных уголков для отдыха.

Имеется здесь даже клуб воздухоплавания «Аэролуки», который может организовать полет на мотодельтаплане или аэростате над городом — развлечение пользуется спросом. А вокруг — множество зон отдыха для тех, кто хочет взять максимум от псковской природы: санаторий минеральных вод «Голубые озера», база отдыха «Лесное озеро», конный клуб.

Засады Малой Бетонки

Мы же с Volkswagen Amarok поступили проще. Прокатившись по октябрьскому городу, решили рвануть обратно к солнцу — и уже в Тверской области съехали в первый попавшийся поворот в лес, который неожиданно вывел к чудесному озеру (их в этих местах в изобилии). Мы неспешно наслаждались «пикником у обочины», используя в качестве столика откидной борт «немца», и не подозревали, какой ужас нас ждет впереди. У развязки «Новой Риги» с Малой Бетонкой (А107) скопилось просто дикое количество машин — из-за сужения двухполосной дороги, которая по факту была заполнена в шесть(!) рядов, до одной полосы. Несколько километров заняли три часа… Так до сих пор и жалеем, что постеснялись съехать с дороги в поле — Volkswagen Amarok наверняка бы шутя с этим справился.